Общая характеристика государственного правотворчества: понятие, признаки, задачи
Государственное правотворчество представляет собой форму государственно-властной деятельности, содержание которой направлено на достижение двух основных целей:
- Создание новых юридических норм, правовое регулирование которых направлено на упорядочение еще не охваченных, но нуждающихся в нормативном воздействии правовых отношений;
- Дальнейшее совершенствование, изменение или отмена принятый ранее нормативно-правовых актов и их отдельных положений.
При этом основополагающее значение в процессе государственного правотворчества имеет именно выработка и утверждение новых правовых норм, в то время как иные, названные выше проявления правотворчества, то есть изменение и отмена уже существующих нормативных предписаний, имеют, в определенной степени, подчиненное, второстепенное значение для конструирования внутренне совершенной, непротиворечивой системы правовых норм.
С учетом вышеназванных целей в отечественной юридической науке, рассматриваемую категорию принято определять следующим образом:
Государственное правотворчество представляет собой процесс создания, развития и совершенствования действующего массива нормативно-правового регулирования, как единой, внутренне непротиворечивой системы общеобязательных правовых предписаний, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение существующих в обществе отношений.
Еще одним признаком государственного правотворчества является то, что оно представляет собой специальную деятельность компетентных органов государственной власти, прежде всего всенародно избираемых представительных законодательных органов, обладает легальным значением для целей установления правового регулирования существующих в обществе правовых отношений.
Принципы государственного правотворчества
Государственное правотворчество, как вид государственно-властной деятельности подчиняется определенным организационным началам – принципам, определяющим существо, характерные черты и общую направленность соответствующей деятельности, в числе которых принято выделять:
- Принцип демократизма: государственное правотворчество должно преследовать цель установления и поддержания подлинно демократического порядка разработки и принятия нормативно-правовых актов, в том числе путем обеспечения активного и эффективного участия депутатов, избираемых путем прямых, непосредственных, демократических выборов.
- Законность государственного правотворчества, то есть такой режим деятельности законодательных органов, при котором, с одной стороны обеспечивается принятие нормативных актов строго в пределах законодательно установленной компетенции правотворческого органа, а с другой – гарантируется соответствие вновь принимаемого нормативно-правового акта уже существующим источникам правового регулирования большей юридической силы.
- Принцип гуманизма, значение которого в процессе государственного правотворчества состоит в направлении соответствующего процесса на обеспечение и защиту прав и свобод личности, максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей;
- Научный характер государственного правотворчества, как необходимое условие его соответствия объективным закономерностям общественного развития, обладания научно-обоснованным содержанием, основанном на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. Кроме того, в процессе государственного правотворчества должны учитываться и использоваться достижения науки и техники.
Таким образом процесс государственного правотворчества представляет собой сложную многоаспектную деятельность органов государственной власти (в первую очередь ее законодательной ветви), направленную на конструирование отвечающей общественным потребностям системы нормативно-правового регулирования.