Понятие права массмедиа
Масс-медийное право или же медиаправо, право СМИ, является подотраслью информационного права, регулирующей общественные отношения, связанные со средствами массовой информации.
По своей сущности СМИ-право может рассматриваться в форме:
- подотрасли правовых отношений по отношению деятельности средств массовой коммуникации и СМИ;
- подотрасли научных исследований;
- учебной дисциплины.
По содержанию право массмедиа сформировалось по объектному признаку в специальной части информационного права с экстраполяцией на положения особенной и общей частей названного последним.
Информационная продукция медиа представляется главным объектом (предметом) правовых отношений массмедийного права.
Специальными субъектами права массмедиа представляются:
- Информанты, то есть журналисты, репортеры;
- Редактор или главный редактор, редакция и иные;
- Информированные субъекты, представляемые радиослушателем, телезрителем и иными потребителями информационной продукции.
Предпосылки возникновения
При бурном развитии Интернета в форме средства телекоммуникации отмечена тенденция к интеграции названных выше ведущих институтов массмедийного права с Интернет правом. В форме комплексного института информационного права это можно условно называть Интернет-СМИ правом.
Все подинституты права массмедиа обладают комплексными признаками, связанными с соответственными институтами ведущих правовых отраслей: административного, конституционного, уголовного и гражданского права. Право массмедиа и его подинституты тоже имеют связь с множеством комплексных правовых отраслей: хозяйственным, трудовым, финансовым и иными.
Главные институты права массмедиа
Массмедиа право через институциональные признаки обладает связями с множеством специализированных правовых отраслей: бюджетным, налоговым и пр. Право массмедиа обладает связью с рядом межотраслевых комплексных институтов, таких как: право интеллектуальной собственности, в него так же включается авторское право и отдельные институты промышленной собственности; рекламное право и пр.
Ведущими институтами права массмедиа представляются следующие:
- право печатных СМИ или же право прессы;
- право телевидения и радио;
- право кинематографии или же кинематографическое право;
- право об информационных агентствах.
Названные главнейшие институты права массмедиа в РФ обладают системообразующими законодательными актами.
Интеллектуальные права в сфере массмедийного права
Во-первых, объекты авторских прав - это практически все произведения, в какой-либо степени применяемые массмедиа, драматические, литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные, изобразительного искусства, скульптуры, дизайна; географические и иные карты, программы для ЭВМ, производные и составные (обработки, переводы, аранжировки и т.п.).
Отталкиваясь от того, что авторское право может распространяться лишь на произведения, которые выражаются в объективной форме, не охраняются концепции, идеи, факты, открытия. Следовательно, информация о событии или программа телепередач не могут быть отнесены к объектам авторских прав. В силу закона не представляются ими и официальные документы, государственная символика и знаки, произведения фольклора. Последнее не всегда верно трактуется журналистами: в эфире и на страницах появляются переработанные народные песни, сказки и т.п.; а в этом случае право принадлежит обработчику, так как он в этом случае представляется автором производного произведения.
Во-вторых, изначально субъектом авторского права представляется лишь сам автор, а уже после смерти - его наследники, то есть гражданин, чьим творческим трудом сформировано произведение.
В-третьих, произведения находятся под охраной не только вне зависимости от того, в какой форме или же каким способом они выражаются, но и от их достоинств, научной или художественной ценности и т.п. Не так давно в одном из судов г. Москвы рассматривалось дело по поводу неправомерной публикации кулинарных рецептов. Несколько редакций расплатились по искам автора, публикуя лишь его однострочный афоризм, являющийся сомнительным с точки зрения оригинальности. Но факт так и остался фактом: закон занимается охраной формы, а не содержания.
В-четвертых, интеллектуальные права представляют собой исключительное имущественное право, а так же личные неимущественные права. Имущественное право включило в себя одиннадцать способов применения произведения, каждый из них в обязательном порядке должен быть согласован с автором. К примеру, если разрешается воспроизводить очерк лишь в печатных средствах массовой информации, то самопроизвольная передача данного очерка в эфир, либо размещение его на сайте является нарушением авторских прав.
По отношению к личным неимущественным авторским правам, неверное понимание их сущности часто может приводить к исковым производствам. Право авторства и право на опубликование и обнародование не требуют особенных пояснений. А право на имя множеством лиц воспринимается однозначным образом, хоть по закону это - право автора на разрешение применять произведение либо под собственным именем, либопод псевдонимом, либо анонимным образом. К примеру, телеведущий, демонстрируя в передаче фотографию, не называя имя автора фотоснимка, и суд признает это нарушением права на имя, что влечет выплату весомой денежной компенсации. Здесь существует тонкость, которая не всегда учитывается сотрудниками редакций: Важным является то, чтобы читатель мог чётким образом ассоциировать произведение и имя автора. Но случается, что на полосе размещается блок фотографий, а внизу – перечень авторских фамилий. В случае, если подобный способ подачи материалов не был оговорен с авторами, они вправе предъявлять претензии.