Сущность права коренных народов
Коренные народы – это люди, которые населяли конкретную земельную территорию перед тем, как ее захватили колонизаторы, а также те, кто считает себя отличающимся от остальных членов общества, управляющими этой территорией.
Специальный Докладчик Подкомиссии ООН по Предотвращению Дискриминации и Защите Меньшинств дал такое определение коренным народам. Коренные народы – это народы, которые обладают неразрывной исторической связью с землей, на территории которой они издавна проживали. Они считают себя отличными от колонизаторов по воле судьбы превалирующих на данных территориях или на отделенных ее частицах.
Коренные народы, составляют на этот момент меньшую часть общества, поэтому стремятся сохранить и передать последующим поколениям наследственные земли и собственную этническую уникальность, как базис будущего существования в образе коренного населения, согласно культурным особенностям, социальным институтам и правовым системам.
Международно-правовыми инструментами по защите прав коренных народов являются договоры (конвенции, соглашения, протоколы, пакты), которые имеют обязательную юридическую силу для стран – участниц данных соглашений.
По завершению переговоров выделяется аутентичность текста договора и его итоговая версия, после чего он должен быть подписан представителями государств. Существуют разнообразные способы, которые используются государствами для отражения согласия на обязательность соблюдения договоров. Самым распространенным способом представляется ратификацией и присоединением.
Ратификация договора проводится государствами, которые участвовали в процессе его разработке. Государство, не принимавшее участие в переговорах, может воссоединиться с ним на более поздней стадии.
Договор вступает в силу после того, как заранее оговоренная часть государств присоединится к нему либо ратифицирует его. Когда государство присоединяется или ратифицирует договор, оно вправе делать оговорки к статье либо статьям данного договора, при условиях, что такие не являются запрещенными положением этого договора.
Оговорки государства вправе отзывать самостоятельно и в любой временной период. В некоторых государствах международные договоры обретают верховную юридическую силу, устанавливая национальное право на более низкую ступень. В иных же государствах, требуется принятие дополнительного закона для того, чтобы придать международному договору юридическую силу равную силе внутригосударственного права, даже в случае, если эта страна присоединилась к договору или ратифицировала его.
В практической деятельности все государства, которые ратифицировали и присоединились к международному договору, обязаны принимать соответственный законодательный акт, вносить поправки в существующие законы либо принимать новый законодательный пакет с целью придания международному соглашению полной юридической силы на внутригосударственной ступени.
Декларация по правам коренных народов
Декларация о правах коренных народов является документом, который был принят 13. 09. 2007 года на шестьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеей ООН.
Этот документ задекларировал права коренных народов на:
- сохранность и развитие собственных институтов и собственной культуры;
- достойную жизнь;
- развитие народа в направлении, которое народ самостоятельно считает соответственным его стремлениям и потребностям.
В документе утверждено право коренных народов на самостоятельное определение и, как следствие этого права, ведется речь о свободе установления коренными народами собственного политического статуса, свободном осуществлении собственного социального, экономического и культурного развития.
Проект данного документа был в разработке на протяжении двадцати лет. Более интенсивные обсуждения коснулись вопросов ресурсов, земли, индивидуальных и групповых прав.
Рабочая группа по коренным народам образовалась в 1982 году по решению Экономического и Социального Совета ООН, перед ней устанавливалась цель выработки стандартов в сфере человеческих прав применимо по отношению к коренным народам.
Рабочая группа в 1985 году начала подготовку проекта декларации по правам коренных народов. По прошествии восьми лет, в 1993 году, Рабочая группа закончила работу над проектным текстом декларации. Подкомиссии ООН предотвращения дискриминации и защиты меньшинств утвердили проектный текст в 1994 году, передав его на рассмотрение в Комиссию ООН по правам человека.
Доработкой проекта декларации занялась Рабочая группа, которая была учреждена при этой Комиссии. В июне 2006 года Декларацию утвердил Совет ООН, а в сентябре 2007 года Декларацию утвердила Генеральная Ассамблея. За принятие Декларации голосовали 143 государства. Четыре из них выступили против (Канада, США, Новая Зеландия, Австралия). Одиннадцать государств воздержались от голосования:
- Бангладеш;
- Азербайджан;
- Бурунди;
- Бутан;
- Кения;
- Грузия;
- Колумбия;
- Российская Федерация;
- Нигерия;
- Украина;
- Самоа.
Декларация по правам коренных народов представляется заявлением абсолютного характера по отношению к правам коренных народов. Декларация, как и большая часть иных деклараций ООН, не представляется обязательным в юридическом плане документом. Этот документ необходимо рассматривать в образе отражения консенсуса мнений разнообразных государств по движению по определённому курсу, следованию конкретным принципам в развитии норм права в отношении к коренным народам и конкретным представителям данных народов.
Права коренных народов подлежали рассмотрению и в иных документальных актах ООН, в их числе Конвенция № 169 Международной организации труда и Конвенции о биологическом разнообразии.