Классификация правовых государств
Правовое государство само по себе представляет собой одну из разновидностей государства, которая выделяется на основании таких элементов, как форма правления и государственный (политический) режим. Антиподом правового государства выступают деспотическое (полицейское) государство, в котором государство в лице своих представителей обладает большим объёмом полномочий, чем граждане и их объединения.
Однако и само правовое государство на практике – неоднородная категория. Верховенство права может быть достигнуто в различных по своей форме государствах, которые, тем не менее, должны обладать некоторыми обязательными признаками:
- разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов;
- независимость суда и справедливость правосудия;
- демократический правовой режим, т. е. признание за гражданами прав и свобод.
В качестве критериев классификации правовых государств можно предложить следующие:
- исторический период существования такого государства;
- стадия реализации идеи о верховенстве права;
- формальные критерии, характеризующие государство.
Исторические типы правовых государств
Достоинством формационного (марксистского) подхода к периодизации истории является увязка экономической сферы с политической, в том числе государственной. На различных этапах развития государств перед ними стояли различные задачи, в том числе в деле обеспечения главенствующей роли закона в общественной жизни.
- Правовые государства древности. Как известной, и в Древней Греции, и в Древнем Риме предпринимались меры к тому, чтобы разграничить властные полномочия между различными органами государства. В условиях рабовладельческого строя и патриархального уклада не могло быть и речи о равенстве всех перед законом, однако лица, которые признавались гражданами, действительно были равноправны. Закону при этом отводилось важное место среди существовавших социальных регуляторов.
- Правовые государства Нового времени. Эпоха Просвещения вернула миру идею главенствующего над всеми закона. Становление буржуазных отношений настоятельно требовало признания за личностью прав и свобод, а также самоограничения власти. Главной тенденцией в XVIII – XIX веках стала именно конституционализация общественной жизни, создание такой системы органов государственной власти, которая, саморегулируясь, могла исключить случаи захвата власти.
- Правовые государства Новейшего времени. В XX веке, когда в большинстве развитых государств уже был достигнуто разделение властей и подчинение их закону, большое значение стало придаваться уравниванию граждан в правах не только «на бумаге», но и в действительности. Актуальным является и поддержание реального подчинения органов государства принятым законам, а также обеспечение исполнимости правовых актов.
Таким образом, несмотря на то что само деление государств на правовые и неправовые появилось только в XIX веке, данная концепция может применяться и для характеристики государств, существовавших в прошлом.
Содержательная классификация правовых государств
Как известно, правовое государство не возникает в один момент – предпосылки создания концепции правового государства и применения ее на практике складывались в течение столетий. Поэтому, говоря об этапах формирования правового государства, можно выделить несколько его видов:
- Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера (например, готовность граждан отстаивать свои права).
- Государство, которое принимает меры к тому, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не имеет значение, что явилось побудительным мотивом к реформам, – добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.
- Государство, в котором достигнуто верховенство права. В этом случае должны приниматься меры к тому, чтобы поддерживать стабильность существования такого общества (по мере необходимости обновлять законы, применять меры ответственности к нарушившим закон).
При этом не стоит забывать, что правовое государство – это не политическая декларация и даже не цель деятельности органов государства. Формальное закрепление в основном законе данного принципа государственного устройства ничего не говорит о реальном его применении в общественных отношениях.
Форма правового государства
Верховенство права может быть обеспечено в государствах различной формы:
- по форме правления это могут быть конституционные монархии, президентские, парламентские и смешанные республики;
- по форме административно-территориального устройства правовое государство может быть как унитарным, так и федеративным.
Важно, что правовой режим в таком государстве должен быть демократическим (либеральным).