Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления предусмотрены в главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации . Эти преступления представляют собой общественно опасные деяния, которые осуществляются предумышленно либо по неосторожности и подрывают авторитет государственных структур, причиняют урон охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества и государства в целом.
Система данных преступлений включает в себя:
- преступления должностных лиц;
- преступления иных лиц.
Социальная опасность этих преступлений содержится не только в подрыве авторитета органов власти и управления любого уровня, но и в подрыве доверия к ним со стороны населения России и других стран, в уничижении интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Структура
-
Объект.
Главный объект беззаконных посягательств – это интересы государственной службы либо службы в органах местного самоуправления. При этом возможны и дополнительные объекты, например, права и законные интересы граждан или же организаций, жизнь и здоровье человека, его свобода, честь, достоинство.
Какие-либо беззаконные посягательства предметны. В качестве предметов могут выступать различные документы либо информационные материалы, наличные средства и другое имущество, передаваемые в роли взятки, целевые бюджетные средства, документы с заранее неправильными сведениями или корректировками.
-
Объективная сторона.
Объективная сторона преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся:
- нецелевое расходование бюджетных средств;
- превышение должностных полномочий;
- присвоение полномочий должностного лица;
- преступное участие в предпринимательской деятельности;
- карьерный обман;
- дача взятки, посредничество в ее передаче или же получение.
В некоторых случаях совершение преступления возможно путем преступного бездействия (например, злоупотребление должностными полномочиями, преступная выдача паспорта гражданина РФ, халатность).
-
Субъект.
Субъект данных преступлений зачастую специальный, это должностное лицо, в том числе работник органов внутренних дел, а при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 288 УК РФ, - государственный служащий или же служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Общим же субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
-
Субъективная сторона.
Субъективная сторона преступлений против государственной власти характеризуется, как правило, виной в форме умысла. Беспечное же психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию имеет место быть только в составах преступлений, отраженных в ст. 293 УК РФ.
Для квалификации этих преступных деяний имеют значение мотивы их совершения, например, корыстная либо другая собственная заинтересованность.
Причины и условия совершения государственной преступности
Причины и условия совершения преступлений против государственной власти коренятся в объективных явлениях и процессах жизнедеятельности людей, а также в субъективной сфере – массовом и социальном сознании. Будучи социально детерминированным действом, особо опасные государственные преступления, как и преступность в целом, находятся в зависимости, помимо прочего, от характера и критериев общественной жизни на конкретном этапе становления и развития общества, а потому чутко откликаются на любые изменения данных условий.
Причинный комплекс, порождающий государственную преступность, выслеживается на 2 уровнях:
- общем;
- видовом.
На уровне общего он вписывается в характер обстоятельств, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности он несет внутри себя черты специфики, отличительные непосредственно для особо опасных государственных преступлений.
Взаимосвязь общих причин с видовыми причинами, весьма сложна и многогранна. Это объясняется тем, что общее отражается в отдельном конкретном неравномерно и предопределено характером самих особо опасных государственных преступлений.
Накопленный опыт по анализу государственной преступности демонстрирует, что предпосылки, порождающие ее, носят характер:
- информационно-идеологического воздействия на личность извне;
- неудовлетворенности личности сложившимися жизненными обстоятельствами;
- несогласия с официально проводимой политикой правительства в общем или по отдельным вопросам;
- обид на государственные органы власти;
- гипертрофированного понимания и ошибочного толкования недостатков;
- других факторов.
Выявление комплекса причин, порождающих государственную преступность, не является конечной целью, а лишь выступает важным условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений.
Кроме того, упор делается на предупреждение таких беззаконных проявлений, что, в свою очередь:
- дает возможность реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии,
- делает чище нравственную атмосферу общества,
- дает возможность полнее воплотить принцип демократизации социальных отношений.