Виды правонарушений в сфере образования
В сфере образования могут совершаться различные правонарушения, которые в зависимости от характера и степени опасности для общества предусматриваются различными отраслями права:
- уголовно-правовые;
- административные проступки;
- гражданско-правовые правонарушения;
- дисциплинарные проступки.
Ответственность за правонарушения в сфере образования носит комплексный характер, так как применение различных видов юридической ответственности должно при этом отражать специфику правоотношений, возникающих в педагогической среде.
Правоотношения, возникающие в сфере деятельности учреждений образования, могут быть разделены на две группы:
- собственно образовательные правоотношения;
- правоотношения организационного характера.
Распространение образовательных и дополнительных услуг платного характера влечет вероятность совершения субъектами образовательных отношений гражданско-правовых деликтов. Прежде всего, нарушение договорных обязательств, оказание некачественных образовательных услуг.
В рамках педагогических правоотношений основным объектом правонарушений является конституционное право гражданина на образование. Как следствие, регулирование юридической ответственности за правонарушения в образовании сочетает публично-правовые и частно-правовые элементы.
Правонарушения могут совершаться как педагогическими работниками, так и учащимися. Поэтому некоторые санкции за совершение правонарушений, совершенных учащимися, носят воспитательный характер.
К особой группе правонарушений в сфере образования относятся деликты, нарушающие нормы, установленные специальным законодательством. К ним могут быть отнесены:
- нарушение условий лицензии;
- отсутствие у учебного заведения документа о прохождении аттестации или её отрицательный результат;
- осуществление деятельности без лицензии;
- оказание услуг, не соответствующих уставным документам образовательного учреждения.
Нарушения, опущенные в сфере деятельности образовательного учреждения, могут рассматриваться как деликты, только при условии их закрепления в соответствующих нормативных актах. При этом деяние должно обладать следующими признаками:
- быть социально вредоносным;
- нарушать права и интересы субъектов образовательных правоотношений, защищаемых на законодательном уровне.
Виды субъектов правонарушений в образовании
Ответственность за правонарушения в сфере образования может возлагаться на следующие лица:
- учащиеся, в том числе несовершеннолетние;
- родители и законные представители обучающихся;
- педагоги;
- должностные лица и руководители организаций образования.
Учащиеся, в том числе и несовершеннолетние, могут нести дисциплинарную ответственность за следующие правонарушения:
- нарушение устава образовательного учреждения;
- несоблюдение правил поведения, установленных нормативными актами учреждений образования.
Ответственность родителей и законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних учащихся регулируются нормами семейного права и не относятся образовательным правоотношениям.
Педагоги являются субъектами ответственность за дисциплинарные правонарушения, регулируемые трудовым законодательством.
КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц и руководителей учебных заведений за ряд правонарушений в сфере образования:
- нарушения, затрагивающие права и свободы обучающихся;
- нарушения разрешительного порядка деятельности образовательных учреждений;
- нарушения требований по организации образовательного процесса.