История становления системы профилактики правонарушений в современной России
Неблагоприятным последствием постсоветского периода для органов правопорядка и общества в целом стало состояние системы профилактики правонарушений. Многие ученые говорили о необходимости воссоздания подобной системы исходя из современных реалий преступности.
После разрушения советской системы профилактики правонарушений возникло такое понятие как «криминальный кризис», который был описан в научной литературе как резкое снижение уровня личной и имущественной безопасности в стране.
На общегосударственном уровне данная проблема начала рассматриваться спустя пятнадцать лет после распада СССР. В 2005 году Президент РФ В.В. Путин отдал распоряжение создать в стране эффективную систему профилактики правонарушений.
В соответствии с данным поручением МВД РФ разработало четырехуровневую модель по профилактике правонарушений которая, состояла из следующих частей:
- Первый уровень – субъект федерации;
- Второй уровень – город с делением на районы;
- Третий уровень – город без деления на районы;
- Четвертый уровень – сельское поселение.
26.09.2005 года Президент поручил главам субъектов федерации на основе данной модели разработать свои комплексные программы профилактики правонарушений, учитывая региональные особенности, а так же инициировать рассмотрение данных разработок законодательными органами субъектов федерации. Главам регионов и их аппарату необходимо было приложить все усилия для реализации данных программ на подведомственной территории.
В 2007 году В.В. Путин сформулировал базовые принципы функционирования системы профилактики правонарушений в стране, которые заключаются в следующих положениях:
- Укрепление правовой базы в сфере профилактики правонарушений;
- Адаптация в обществе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а так же лиц без определенного рода занятий и места жительства;
- Привлечение к работе по профилактике правонарушений граждан и общественных организаций.
- 03. 2008 года была образована комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве РФ, соответственно ее отделения на местах – межведомственные комиссии по профилактике правонарушений начали действовать с 2009 года.
Деятельность межведомственных комиссий по профилактике правонарушений
Межведомственные комиссии создаются в регионах на общественных началах. Их цели:
- координации деятельности субъектов профилактики правонарушений;
- привлечение юридических и физических лиц к участию в мерах по профилактике правонарушений.
Межведомственные комиссии опираются на Конституцию РФ, Федеральные законы, региональное законодательство и программу по профилактике правонарушений, утвержденную законодательными органами власти.
В задачи комиссии входят следующие положения:
- Выработка предположений, направленных на снижение уровня преступности на подведомственной территории.
- Разработка мероприятий, которые направлены на развитие системы социальной профилактики правонарушений. Эта задача, прежде всего, направлена на борьбу с такими асоциальными проявлениями в обществе как наркомания, алкоголизм, беспризорность и безнадзорность и так далее.
- Совершенствование сове деятельности субъектами профилактики правонарушений.
- Активизация деятельности по профилактики правонарушений со стороны органов местного самоуправления.
- Привлечение к данной деятельности общественных организаций и иных лиц.
- Анализ и выявление условий, которые способствуют росту правонарушений.