Понятие инспекции правонарушений
В силу негативного эффекта правонарушений государство и иные субъекты общественных отношений принимают меры к выявлению, пресечению и ликвидации последствий нарушений правовых норм.
Деятельность органов государственного и муниципального управления в данной сфере может носить название:
- инспекция правонарушений (в отношении любых нарушений установленных норм и правил, например правил дорожного движения);
- борьба с преступностью (в отношении преступных посягательств).
И если борьба с преступными посягательствами является устоявшимся термином, а сама данная деятельность обеспечена научно (в рамках дисциплин криминологического цикла) и организационно, то инспекция правонарушений пока не имеет столь систематизированного характера в силу разнообразия инспектируемых правонарушений.
Инспекция правонарушений – органы государственного и муниципального контроля за соблюдением и исполнением правил и норм, а также их деятельность и акты проверочных мероприятий.
Цели и функции инспекции правонарушений
Проведение контрольных мероприятий в отношении субъектов права призвано достигнуть двух главных целей:
- выявить соблюдение (или несоблюдение) правовых норм и иных правил в деятельности подконтрольных субъектов;
- принять меры к устранению выявленных правонарушений.
В соответствии с данными целями выделяются и функции инспекции правонарушений:
- обеспечительная (охранительная), позволяющая обеспечивать реальное соблюдение установленных норм и правил;
- превентивная, позволяющая пресекать повторные правонарушения подконтрольного субъекта и широкого круга субъектов (под угрозой применения санкций);
- карательная, позволяющая применить к правонарушителю различные меры государственного принуждения;
- восстановительная, позволяющая в случае нарушения прав и интересов конкретных субъектов права загладить причиненный им вред.
Правовое основание инспекции правонарушений
В силу того, что по результатам инспекции правонарушений к субъектам, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных правил, могут быть применены меры юридической ответственности, деятельность по выявлению правонарушений подлежит правовому регулированию.
Источниками права в сфере инспекции нарушений являются:
- законодательство, в первую очередь Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Налоговый, Трудовой кодексы, иные законы, в которых установлены обязательные к соблюдению требования;
- подзаконные нормативные правовые акты, в первую очередь устанавливающие компетенцию конкретных органов государственной власти и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий (административные регламенты, должностные инструкции).
Наиболее значимые требования и порядок проверки их соблюдения установлены на уровне федеральных законов, например инспекция соблюдения налогового, трудового законодательства.
Субъекты, уполномоченные проводить инспекцию правонарушений
В настоящее время можно выделить две группы субъектов, деятельность которых так или иначе связана с инспекцией правонарушений.
- Публичные субъекты. В понятие «инспекция правонарушений» изначально вкладывался смысл «государственная инспекция правонарушений», т. е. выявлять нарушения обязательных правил и применять меры ответственности могли уполномоченные органы как общей (органы внутренних дел), так и специальной компетенции (трудовые инспекции, подразделения Центрального Банка РФ).
- Непубличные субъекты. Важной новеллой стало принятие 21 июля 2014 г. долгожданного Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Согласно данному акту проверку соблюдения прав и свобод граждан и некоммерческих организаций могут проводить и общественные инспекторы. Однако в случае выявления фактов правонарушений общественные инспекторы не могут самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности, а направляют акт проверки и рекомендации по устранению нарушений руководителю проверяемого органа и широкому кругу заинтересованных лиц.