Понятие межличностных отношений
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере, способах взаимодействия людей в процессе их общения и совместной деятельности. Это особая система ориентаций, стереотипов, установок, ожиданий и прочих диспозиций, через которые люди могут воспринимать и оценивать друг друга.
Диспозиции могут опосредоваться целями, содержанием, ценностями, организацией деятельности, выступают основой для формирования особого социально-психологического климата в коллективе.
В отечественной психологии основы изучения межличностных отношений заложили А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.М. Бехтерева. К.К. Платонова и др.
Основу любых межличностных отношений составляет общение, то есть потребность человека, как разумного и социального существа, носителя сознания. Подобно деятельности и отражению, общение принадлежит к основным категориям психологии. Общение — это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих между собой субъектов, направленный на удовлетворение этих потребностей.
Межличностное общение является необходимым и обязательным условием жизнедеятельности людей, без него невозможно нормальное и адекватное формирование у человека психических функций, психического процесса, личности в целом. Общение в психологии — это процесс взаимодействия между отдельными лицами, который заключается в обмене информацией эмоционально-оценочного или познавательного характера, в процессе которого зарождаются, формируются и проявляются межличностные отношения. Общение предполагает обмен чувствами, мыслями, переживаниями. Общение одновременно выступает, как реальность общественных отношений и межличностных отношений.
Проблемы межличностных отношений в трудах разных исследователей
Большое значение психологи разных стран уделят вопросам межличностных отношений и их возникновения. В частности, ими были исследованы:
- содержание межличностных отношений (Л. С. Выготский, Л. П. Буева, Б. Г. Ананьев и др.);
- механизмы межличностных отношений (Е. С. Кузьмин, Л. И. Божович и др.);
- структурно-динамические факторы, влияющие на статус (А. В. Киричук, В. И. Зацепин, Л. А. Зеленькова, М. И. Боришевский и др.);
- эмоциональные аспекты (Г.М. Андреева и др.).
Анализом внутригрупповых отношений и их значимости для каждого участника занимались А. А. Бодалев, И. С. Кон, Л. И. Божович, А. А. Кроник, Н. Н. Обозов, Е. А. Кроник, Дж. Мид, Г. Хаймен, Г. Салливан и др. А.В. Петровский разработал «трехфакторную модель значимого другого», в соответствии с которой каждый фактор является особой формой метаиндивидной репрезентации личности «значимого другого».
Особенность детерминации статусно-ролевых отношений в группе отражает сочетание 3 оснований межличностной значимости:
- авторитетность — признание окружающими за весомым для другого права принимать решения в значительных для них обстоятельствах;
- аттракция — способность личности привлекать (отталкивать) окружающих, выступать социометрически избираемой (отвергаемой), вызывать симпатию (антипатию);
- власть — институциализированная роль, особенности внутригрупповых отношений.
Все эти процессы особенно остро протекают в группах, участники которых находятся на этапе отрочества и юности, восхождения к взрослости.
В. Н. Мясищев, раскрывая понятие «отношение» в психологии, показал, что психологический смысл отношений заключается в том, что является разновидностью отражения действительности, окружающей человека. В своих работах ученый последовательно раскрывает зависимости, обуславливающие познание друг друга людьми в процессе их совместной деятельности, учебы, отдыха, совместного проживания.
Б.Г. Ананьев считает, что одной из закономерностей формирования характера является переход отношений в черты характера. Он указывал, что генезис характерообразования и отношения личности являются категориями одного порядка.
Характер — это системам свойств и качеств личности, ее субъективного отношения к другим людям, обществу, деятельности, реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни.
Социальные функции-роли, статус, мотивация поведения, ценностные ориентации являются характеристиками личности, которые определяют ее жизненную направленность, мировоззрение, общественное поведение, основные тенденции развития. Структурная интеграция отношений представляет собой характер личности.
Г.М. Андреева считает, что межперсональные отношения взаимосвязаны с разными видами социальных отношений. Она указывает, существование межличностных отношений внутри разных форм общественных отношений выступает способом осуществления общественных обезличенных отношений в деятельности определенных людей, в актах их взаимодействия и общения. К общественным отношениям относятся объективизированные, формально закрепленные, официальные действенные связи. Все они являются ведущими в регулировании межличностных отношений. Межличностные отношения можно рассматривать, как объективно переживаемые, осознаваемые (в разной степени) взаимосвязи между людьми. Основу таких взаимоотношений представляют различного рода эмоциональные состояния людей, вступающие друг с другом в контакт. Межличностные связи называют иногда экспрессивными, что указывает на их эмоциональную содержательность.
В.Н. Панферов в содержательной структуре общения выделяет следующие элементы: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.
Рассматривая вопросы межличностных отношений, разные авторы берут за основу различные аспекты:
- психологические отношения (В. Н. Мясищев);
- личностные отношения, отождествляемые с общением (Л. П. Буев);
- субъективные отношения (Б. Г. Ананьев);
- производственные и любые виды объективных отношений (К. К. Платонов).
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают межличностные отношения, как общение, процесс актуализации общественного отношения, его превращение из виртуальной формы в реальную, в форму «действительного отношения», реализуемую при определенных «условиях» или «обстоятельствах».