Понятие и общая характеристика органов в механизме государства
Любое современное государство представляет собой целостную институционально структурированную систему организации власти, важнейшей характеристикой которой выступает категория механизм государства.
Изучению соответствующего механизма уделено большое внимание представителей юридической и политологической доктрины на протяжении многих столетий. Несмотря на сохранения множества дискуссионных положений, общепризнанным выступает мнение о том, что центральным элементом механизма государства во все времена выступали государственные органы.
В этой связи, в рамках данной статьи представляется целесообразным подробно остановиться на анализе свойств и особенностей органов механизма государства – то есть государственных органов.
Определение обозначенной категории, в общем виде, исходя из признаков, выделяемых в юридической доктрине, может быть сформулировано следующим образом:
Государственный орган – специально образованный и функционирующий в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, элемент механизма государства, наделенный строго определенными властными полномочиями, необходимыми для управления конкретной сферой общественной жизни.
Кроме того, продолжая общую характеристику органов механизма государства, следует отметить, что в числе признаков таких органов в специальной литературе принято выделять:
- Особое целевое предназначение государственных органов: деятельность рассматриваемых органов во всех случаях направлена на удовлетворение определенных общественных (публичных) интересов, в связи с чем соответствующая деятельность осуществляется от имени государства или его отдельной части (субъекта, муниципального образования, и т.д.);
- Формальную определенность организации и деятельности – как частично было отмечено выше, порядок формирования и функционирования органов государственной власти строго определен в содержании действующих нормативно-правовых актов различного уровня. При этом для нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере характерен императивный метод предписаний, в связи с чем, деятельность государственных органов чаще всего осуществляется по формуле «запрещено все, что прямо не разрешено законом» (или иным нормативно-правовым актом);
- Публично-властный характер деятельности государственных органов и оформление принимаемых ими решений в виде формально-правовых предписаний, публикуемых для целей доведения до всеобщего сведения.
Переходя к характеристике видов органов в системе механизма государства следует отметить, что для современных демократических государств характерно выделение государственных органов в соответствии с требованиями системы разделения властей, т.е. в рамках выделения законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, подробная характеристика каждой группы которых будет приведена ниже.
Законодательные органы механизма государства
В соответствии с требованиями теории разделения властей, в системе механизма государства, необходимо выделять органы законодательной власти, предназначенные, исключительно, для целей разработки законов – нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и максимальной степенью распространения (как правило, государственные законы оказывают упорядочивающее воздействие на общественные отношения, в которые вовлечены все граждане и лица, находящееся на территории соответствующего государства).
Кроме того, наряду с основной целью, обозначенной выше, в зависимости от конкретной формы правления, к сфере профессиональной компетенции высших органов законодательной власти могут быть отнесены такие вопросы как: утверждение высших органов исполнительной власти (чаще всего – Правительства соответствующей страны), утверждение государственного бюджета, назначение выборов в государственные органы, ратификация международно-правовых соглашений, и т.д.
Иными словами, в современных условиях, предназначение законодательных органов в механизме государства нередко не ограничивается вопросами принятия нормативно-правовых актов.
Органы исполнительной власти в механизме государства
Следующей категорией органов, составляющих механизм современного демократического государства выступают органы исполнительной власти, назначение которых, в свою очередь, сводится к организации фактического исполнения принимаемых законодательными органами нормативно-правовых актов, а также реализации иных государственно-властных полномочий в публичной сфере.
В связи с обозначенными выше признаками, а также исходя из анализа положений действующего законодательства и современной юридической доктрины, можно говорить о выделении следующих функций органов исполнительной власти:
- Осуществление подзаконного нормативно-правового регулирования, чаще всего направленного на конкретизацию законодательных положений, применительно к конкретным сферам общественной или профессиональной деятельности;
- Реализация государственно-властных полномочий в области лицензирования, осуществления государственной регистрации, сертификации отдельных товаров, акцизного регулирования, и т.д.;
- Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения соблюдения правовых норм и общеобязательных правил осуществления отдельных видов деятельности;
- Правоприменительная и правоохранительная деятельность в административной сфере.
Органы судебной власти в структуре механизма государства
Третьей категорией органов, традиционно выделяемых в структуре механизма государства, выступают органы судебной власти.
Их предназначение, в наиболее общем виде, сводится к обеспечению рассмотрения и разрешения по существу (т.е. обязательное для участников спорного правоотношения и любых третьих лиц решение вопроса о правах и обязанностях соответствующих лиц) разнообразных юридических споров.
При этом в зависимости от особенностей формы правления, национальной правовой системы, типа политико-территориального устройства, и т.д. могут выделяться различные группы органов судебной власти.
Так, например, Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что судебная власть в нашей стране осуществляется федеральными судами и судами субъектов, что обуславливается особенностями федеративной формы политико-территориального устройства РФ.