Общая характеристика функций механизма государства
Исследование различных вопросов, прямо или косвенно сопряженных с такой категорией как механизм государства, на протяжении многих столетий составляет предмет научного интереса многих исследователей. При этом следует отметить, что вопрос о функциях механизма государства в обозначенном смысле не является исключением, и также, достаточно подробно, изложен во многих специальных исследованиях.
Думается, что такого рода интерес, именно применительно к функциям механизма государства состоит в том, что государство осуществляет присущие ему функции именно через собственный механизм, в связи с чем, функции механизма государства в известной степени отождествляются с функциями государства в целом, поскольку ни одна из таких функций не может быть реализована вне деятельности того или иного органа государственной власти или государственного учреждения, выступающего элементом структуры государственного механизма.
С учетом обозначенных признаков определение функций механизма государства, в общем виде, может быть сформулировано следующим образом:
Функции механизма государства – это разнообразные формы деятельности, формы регулятивно-упорядочивающего воздействия на граждан, осуществляемого посредством деятельности тех или иных органов государственной власти и иных институтов, образующих в совокупности механизм государства.
При этом также следует обратить внимание на то, что функции механизма государства – это во всех случаях динамическая характеристика государственности, поскольку соответствующие функции во всех случаях отражают содержательный аспект деятельности государства в лице его органов и должностных лиц.
Свойства и особенности функций механизма государства
Продолжая характеристику функций механизма государства, следует отметить, что наряду с видами соответствующих функций, о которых подробнее будет сказано ниже, в специальной литературе выделяются также различные свойства и особенности, присущие функциональной стороне государственного механизма.
Функции механизма государства демонстрируют его представительский характер, как специфической социальной организации, представляющей в совокупности общие интересы всех граждан того или иного государства.
Содержание функций механизма государства может выступать критерием правомерности осуществляемой государством деятельности, поскольку легальной может признавать только та деятельность государства, которая подчинена его природе и функциональному назначению. В свою очередь, осуществление теми или иными компонентами государственного механизма действий, выходящих за пределы необходимости осуществления тех или иных государственных функций, должно признаваться неправомерным и противоречащим целям функционирования государственного механизма.
С точки зрения характеристики непосредственного процесса функционирования механизма государства решающее значение принадлежит не содержанию соответствующих функций как таковых (т.е. функциям в статике), а ответу на вопрос о том, насколько правомерным является государственно-правовой порядок разрешения тех или иных возникающих в процессе каждодневной государственной деятельности задач (т.е. функционирование механизма государства в динамике).
Специфика и социальное предназначение государственных функций состоят в том, что их выделение и правомерное выполнение способствует обеспечению реализации и осуществлению защиты текущего государственно-правового порядка жизнедеятельности конкретного общества.
Виды функций механизма государства
Продолжая характеристику функций механизма государства следует отметить, что решающее значение в данном вопросе принадлежит непосредственному анализу тех видов функций, которые реально выполняются в процессе функционирования механизма государства.
В частности, в числе таких функций следует выделять:
- Правоустановительную функцию – в процессе деятельности законодательных (а в ряде случаев – также исполнительных и судебных) элементов структуры механизма государства. Происходит разработка и утверждение нормативно-правовой базы, системы прецедентов, обычаев, а равно любых иных источников правового регулирования отношений, направленных, в том числе, на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений в стране. Необходимость выделения и социальная значимость данной функции состоит в том, что государство, в том числе, в лице его органов и должностных лиц, находится в неразрывном единстве с правом, как необходимой и всеобщей формы признания и выражения человеческой свободы. Иными словами, невозможно как существование государства без права, так и существование права без государства. В этой связи, правоустановительная функция традиционно выделяется в качестве базовой функции механизма государства;
- Правореализаторская функция, осуществляемая преимущественно органами исполнительной власти в составе государственного механизма, поскольку содержание данной функции состоит в практическом претворении в жизни уже разработанного и утвержденного нормативно-правового материала. Таким образом, результатом осуществления правореализаторской функции механизма государства должно выступать обеспечение постоянного и неуклонного функционирования права в любой из приемлемых для конкретной нормы формах реализации права;
- Правозащитная – одна из наиболее важных, и одновременно наиболее распространенных на практике и сложных функций механизма государства, выраженная в осуществлении государством защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обеспечении законности и правопорядка в самых разнообразных областях политико-социального взаимодействия. В этой связи, в специальной литературе обоснованно обращается внимание на то, что осуществление правозащитной функции на практике выступает одной из наиболее значимых обязанностей государства.