Сущность понятия "источники административного права"
Источники административного права — это конкретные внешние формы выражения и закрепления его норм.
Административное право и административная деятельность строятся на законодательных основах Российской Федерации. Основным источником административного права является не только федеральный закон, но и профессиональный стандарт. Источники административного права обладают определенным своеобразием. В вопросе систематизации источников права известен унифицированный подход, который сводится к обобщению следующих номинаций юридических форм: правовой обычай, правовая доктрина, судебный прецедент, нормативные договоры, принципы права, нормативные правовые акты, религиозные нормы.
Для объединения источников административного права необходимо учесть следующие аспекты:
- Часто встречающиеся источники административного права подлежат дополнению другими видами номинаций правовых норм, так как частично отражают их морфологическую картину.
- Между источниками права нужно ставить четкое разграничение, так как заключение каждого способа формирования правовой нормы в свой уникальный источник приводит к тому, что источники одной отрасли права не должны служить образцами и эталонами для создания источников другой отрасли права.
- Если закон в идеале представляет собой гармоничный акт, передающий полноту отношений, задействованных в нем субъектов, то стандарт не является таким документом, он не касается косвенно или прямо всех субъектов социальных отношений. Источники подобного рода следует называть не законами, а актами общего действия, которые распространяются на неопределенный круг специально не поименованных лиц, с ограничением пределов их действия, определенных пригодностью профессиональных особенностей субъекта для выполнения значимых публичных функций. Акт общего действия не может содержать только рамочное полномочие на введение ограничений свобод и прав гражданина и человека.
Виды источников административного права
Источником административного права часто выступает не нормативный договор, а межведомственный административный акт. Договорные связи могут возникать в частных отношениях при появлении интереса получить то благо, которого не имеешь, или в публичных отношениях — при необходимости установления порядка реализации различными властными субъектами полномочий в отношении одного и того же блага. Чаще всего это обычный режимный акт, а не нормативный договор.
Договоры в рамках общей административной политики могут быть как нормативными, так и актами общего действия в случаях ведения особых или специальных административных режимов, в условиях индивидуальных правовых режимов описанием приемов взаимодействия должностных лиц.
Режимные межведомственные акты позволяют:
- создавать ситуацию, при которой каждое ведомство занимается исключительно определенным делом (на свое усмотрение под свою ответственность);
- устранять межведомственные разногласия и административные конфликты.
По сравнению с режимным актом, как оптимальным сочетанием доступных методов правового регулирования, акты планирования направлены на совершенствование механизмов управления, план осуществления работ содержит в себе:
- цели, задачи, проблемы, развернутую структуру ситуаций и логически необходимых работ;
- структуру обеспечения наличными ресурсами необходимых работ;
- предоставление итога в схемах.
К источнику административного права относится методика, заключенная в документе, оптимизирующем применение режимных актов и стандартов, делая их нормами оптимального административного поведения, задающими приоритеты и логику регулирования, расставляющими в нем своеобразные акценты, алгоритмы действий и т.д.
Источником сферы административной деятельности является административный инцидент, который нужно рассматривать как недоразумение, если административный орган действует в одном направлении, а документ нормативных актов указывает на иное, и это считает верным. Административный инцидент может носить характер столкновения содержания правил, исходящих от органов исполнительной власти. Так, в одних документах Министерства труда РФ указано, что понятие «доход» применяется в значении, используемом в налоговом, гражданском, финансовом праве, а в рекомендациях более позднего периода записано абсолютно противоположное, что этими нормами руководствоваться нельзя, доходами будет считаться любое поступление имущества и денежных средств.
В любой государственной программе предусмотрены регулятивные моменты:
- установление методов и пределов государственного вмешательства (повышение уровня реализации прав организаций и граждан);
- защита публичных интересов, исполнение уголовных наказаний и судебных актов, актов других должностных лиц и органов и т.д.;
- ожидаемые достижения и финансирование мероприятий;
- необходимость принятия правовых актов (регулирование рынка юридической помощи, регулирование сферы юстиции и другое).
Административное усмотрение — источник административного права, вариант управленческого решения, который играет важную роль в процессе достижения целей управленческого воздействия, хотя может выступать, как вспомогательный и по времени краткосрочный. Административное усмотрение в сфере администрирования воспринимается одобрительно и впоследствии выступает в качестве устоявшегося образа действий.
Существует несколько негативных точек зрения на этот вид источника административного права: одни его считают административным произволом, другие — коррупционным фактором деятельности органов государства. Условием признания административного усмотрения источником административного права является такое условие, которое позволяет достичь цели публичного администрирования и реализовать функции законосообразным способом, пусть и не самым оптимальным.