Финансовое право включает в свой состав множество отдельных финансовых правовых норм, сгруппированных в разнообразные институты и иные подразделения, образуя при этом единую систему этой отрасли. Эта группировка обладает объективной основой, то есть находится в зависимости от особенностей и содержания регулируемых отношений. Вместе с этим на устроение финансово-правовой системы, группировку его норм, образование разделов, институтов, и подотраслей оказывают воздействие и практические потребности, задачи по увеличению эффективности применения норм этой правовой отрасли.
Финансово-правовая система России представляется объективно обусловленной системой общественно-финансовых отношений, внутренним его строением, объединением и расположением финансовых правовых норм в конкретной последовательности.
В финансово-правовой системе выделены разделы, части, институты, подотрасли. Наиболее крупными подразделениями финансового права России являются Общая и Особенная части. Обоснование необходимости их отделения и выделение содержания каждой из них относят к важнейшим достижениям российской науки права. Но работа в данном направлении требует углубления и продолжения при учете новых явлений в общественной и государственной жизни.
Общая часть финансово-правовой системы
В Общую часть включены нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые методы и формы государственной деятельности в сфере финансов, а так же муниципальных образований, систему органов государства, которые осуществляют финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансового правового положения иных субъектов, с которыми они входят во взаимные отношения, общие положения, касающиеся организации финансового контроля, его методы и формы, иные схожие с ними нормы финансово-правового характера. Они действуют в масштабе всей государственной финансовой деятельности или же муниципальных образований, обладают для нее общим значением.
Особенная часть финансово-правовой системы
Финансово-правовые нормы Общей части конкретизированы в его Особенной части. Особенная часть включает нескольких подотраслей и разделов, которые содержат соответственные финансово-правовые институты. Каждое из перечисленных подразделений является совокупностью финансово-правовых норм, которые регулируют группировку финансовых отношений однородного типа, но в различных масштабах.
Финансово-правовой институт соединяет нормы права, которые регулируют наиболее узкую и ближайшую по собственному содержанию группировку финансовых отношений, чем подотрасль либо раздел. Последние, также по признаку однородности регулируемых отношений, но более широчайшего содержания, соединяют несколько институтов финансового права, которые могут являться более или менее крупными. Всем отношениям, которые находятся целиком под влиянием системы финансового права, являются свойственными общие отличительные черты, вне зависимости от включения в какое-либо ее подразделение.
В настоящее время отдельные подразделения финансового права именуются его подотраслями. В частности, это:
- налоговое право;
- бюджетное право.
Перечисленные подотрасли обладают в финансово-правовой системе в сравнении с иными ее подразделениями наиболее четким оформлением и развитой структурой, что отразилось в принятии НК РФ и БК РФ. В общности норм данных подотраслей выделяются, в частности, нормы общего характера, то есть общие положения, что является свойственным крупным подразделениям отрасли права, таким как, наследственное право в гражданском праве.
Финансово-правовые подотрасли могут включаться в раздел. К примеру, налоговое право включено в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», который состоит, помимо институтов налогового права, также из институтов доходов неналогового характера. Но в общем по финансовому праву этой последовательной группировки правовых норм по подотраслям, разделам и институтам пока не существует, она есть только в теории.
В настоящий момент вопрос о содержании системы финансового права России причислен к числу дискуссионных.
В Особенную часть финансового права включены разделы, в которых группируются нормы, занимающиеся регулированием отношений в следующих областях:
- бюджетная система;
- внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
- финансы государственных и муниципальных предприятий; учреждений и организаций;
- государственные и муниципальные доходы;
- государственный и муниципальный кредит;
- горганизация страхового дела;
- государственные и муниципальные расходы;
- банковское кредитование;
- организация расчетов и денежного обращения;
- валютное регулирование;
- государственное регулирование финансового рынка, то есть рынка финансовых услуг.
В системе финансового права получает собственное отражение российская финансовая система в форме объективно существующей экономической категории. Единство финансов получает правовое отражение в Общей части. Устроение Особенной части выражает совокупность финансовой системы, отделение в ней определенных элементов. В результате бюджетная система, муниципальный, государственный и банковский кредит, организации страхования наделены правовым оформлением в образе соответствующих финансово-правовых разделов.
При анализе системы современного финансового права России и ее содержания, необходимо отметить, что в последний временной период в литературе научного типа появилось предложение о значительном, принципиальном ее изменении, а конкретно о выделении из нее подотраслей налогового и бюджетного права, а также некоторых иных институтов в образе самостоятельных правовых отраслей.
Фактически это отразится в изменении финансово-правового предмета. Эта позиция не может учитывать основополагающих принципов, на которых построена финансово-правовая система: речь заходит о единстве финансовой системы в форме объективной экономической категории, имеющей тесную взаимосвязанность и взаимодействие ее звеньев.