Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки формирования, использования и распределения денежных средств. Правовое регулирование этих отношений необходимо для социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и отдельных административно-территориальных образований.
Сам факт существования государства обуславливает содержание и особенности финансовых правоотношений. Посредством норм права органы власти различного уровня устанавливают виды бюджетных доходов, порядок взимания налогов и их размеры, определяют способы использования валютных ценностей.
Особенности финансово-правовых отношений
Урегулированные нормами финансового права общественные отношения, реализующие предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, представляют собой финансово-правовые отношения. Они имеют следующие характерные особенности:
- возникают в процессе плановой финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
- являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как образуются по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности;
- одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице его уполномоченной структуры или орган местного самоуправления;
- большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер, они строятся по схеме «власть-подчинение»;
- юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством или муниципальным образованием.
Только в совокупности вышеперечисленные особенности дают полное представление о финансовом правоотношении.
Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими органами власти в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению.
Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договорами. Например, предоставление отсрочки по уплате налога на основании статьи 65 Налогового кодекса РФ.
Финансовые правоотношения представляют собой своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией.
В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п.
Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обуславливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и появление новых механизмов финансовой деятельности.
Рисунок 1.
Структура финансового правоотношения и его функции
Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру и совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов, таких как:
- субъект;
- объект;
- субъективное право;
- юридическая обязанность.
Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу оно оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
К функциям финансового правоотношения относят:
- детализация круга лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма, ведь в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;
- перевод абстрактных прав и обязанностей в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов;
- создание возможности для реализации мер государственного принуждения и использования финансово-правовых санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.
Классификация финансовых правоотношений
Многообразие финансовых правоотношений предполагает различные способы их классификации. Например, в зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях субъектов, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством или муниципальным образованием в лице компетентного органа или должностного лица и нарушителем закона. Неуплата налогов, несвоевременный возврат бюджетных средств или процентов за их использование относятся к финансовым правонарушениям.
Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все составляющие предмета финансового права. По данному критерию выделяют отношения:
- по государственному и муниципальному финансовому контролю;
- бюджетные;
- по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- налоговые;
- по неналоговым доходам;
- по государственному внутреннему долгу;
- по сметно-бюджетному финансированию;
- по государственному внебюджетному финансированию;
- по государственному страхованию;
- по денежному обращению и расчетам;
- по валютному регулированию.
На основании особенностей объекта финансовые правоотношения могут быть также подразделены на имущественные и неимущественные. Первые регулируют распределение денег: налогов, трансфертов и т.д. А объектами неимущественных финансовых правоотношений являются проекты бюджетов всех уровней, законы и плановые акты, деятельность по осуществлению финансового контроля.