Понятие и принципы финансового контроля
Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законодательства и целесообразности деятельности в сфере создания, распределения и использования финансовых ресурсов (государственных, местных и др.), которые носят публичный характер, для наиболее эффективного социального и экономического развития государства и его регионов.
При проведении финансового контроля проверяются:
- соблюдение правопорядка, установленного в сфере финансовой деятельности правопорядка органами государственной и муниципальной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, гражданами;
- эффективность и экономическая обоснованность осуществляемых функций, их соответствие поставленным государственным задачам и задачам муниципальных образований.
Финансовый контроль является неотъемлемой частью всей финансовой деятельности государства, поэтому он базируется на всех тех принципах, на которых строится финансовая деятельность и которые закреплены в Конституции и нормативно-правовых актах.
Общие принципы финансового контроля:
- принцип законности;
- принцип федерализма;
- принцип гласности;
- принцип плановости.
Финансовый контроль, наряду с общими принципами, базируется на специфических принципах, зафиксированных в Лимской декларации: объективность и независимость, гласность и компетентность. Согласно Декларации, контрольные органы могут функционировать эффективно и объективно только тогда, когда они полностью независимы от проверяемых ими предприятий и организаций и в достаточной мере защищены от постороннего влияния.
Несмотря на то, что полностью государственные контрольные органы не могут быть независимы в полной мере, так как являются неотъемлемой частью государства, высший контрольный орган должен обладать организационной и функциональной независимостью, необходимой для реализации возложенных на него задач. Юридическая защита должна гарантироваться против любого вмешательства, которое подрывает контрольные полномочия контрольного органа.
Виды и методы финансового контроля
Финансовый контроль подразделяют по разным критериям – в зависимости:
- от времени проведения - предварительный контроль (осуществляется до завершения операций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов); текущий контроль (реализуется непосредственно в процессе денежных операций); последующий контроль (проводится после свершения финансовых операций);
- от волеизъявления субъектов контрольных правовых отношений – обязательный контроль (осуществляется в результате требований законодательства, или по решению государственных компетентных органов); инициативный контроль (происходит по решению хозяйствующих субъектов – собственными силами или вследствие привлечения аудиторской организации и аудиторов);
- от правового статуса субъектов деятельности контроля: аудиторский, общественный, муниципальный и государственный контроль;
- от содержания – бюджетный, страховой, налоговый, на рынке ценных бумаг, валютный;
- по объекту проверки ревизии – документальные (идет проверка документов, включая первичные денежные документы – платежные ведомости, счета, чеки, ордера); фактические (наличие материальных ценностей и денежных ресурсов); сплошные, или полные проверки (проверка всей деятельности учреждения, организации или предприятия за определенный срок); частичные, или выборочные (контролируются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности – прием налоговых и страховых взносов, проверка командировочных расходов и т.д.);
- по организационному признаку – плановые (предусмотрены в плане работы органа); внеплановые (проводятся в связи с поступлением жалоб, сигналов, заявлений, требующие немедленной проверки); комплексные (проводятся несколькими контролирующими органами одновременно).
Финансовый контроль осуществляется различными методами, к которым относятся: проверки, ревизии, рассмотрение заявок, проектов финансовых планов, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, обследование, наблюдение, заслушивание информации должностных лиц, докладов, анализ и др.
Метод наблюдения ориентирован на ознакомление с положением дел в финансовой деятельности субъекта. Обследование некоторых аспектов финансовой деятельности проводится с использованием анкетирования и опроса. В ходе проверки, осуществляемой на месте, используются отчетные, балансовые, расходные документы для выявления нарушений финансовой деятельности и устранение ее последствий. Анализ направлен на выявление разного рода нарушения финансовой дисциплины с использованием разных аналитических приемов.
Ревизия является основным методом финансового контроля, это наиболее полное, глубокое и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности отдельных структур с целью проверки законности, целесообразности и эффективности. После окончания ревизии комиссия составляет имеющий юридическое значение документ – акт ревизии. В акте указываются цели, результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой деятельности, причины, которые привели к этим нарушениям, виновные в нарушениях лица, меры их ответственности, предлагаются меры по устранению нарушений. К акту ревизии могут быть приобщены возражения и замечания главного бухгалтера и руководителя.
В ходе ревизии, в случае необходимости, составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются для возбуждения уголовного дела следственным органам.
Финансово-правовая ответственность
Финансово-правовая ответственность – это система правовых отношений, включающая разные подвиды (институты финансово-правового принуждения):
- бюджетная ответственность;
- налоговая ответственность;
- финансовая ответственность в банковской деятельности;
- финансовая ответственность в области обязательного социального страхования.
Все перечисленные институты обладают собственным правовым регулированием, закрепленным специальными нормативными актами.
В настоящее время отсутствует единая форма нормативного акта, благодаря которому были бы установлены нормативные положения, имеющие отношения ко всем институтам финансово-правовой ответственности.
Финансово-правовая ответственность – это ограничение прав лица, которое налагается по решению уполномоченного органа в результате совершения финансового правонарушения для наказания нарушителя субъективных интересов в сфере правового регулирования финансовой деятельности и предупреждения совершения им других правонарушений.