Почерковедение или же судебное почерковедение является разделом криминалистики, изучающим развитие письменных двигательных навыков человека, и разрабатывающим методики исследований почерка с целью разрешения задач судебной почерковедческой экспертизы.
Принципы проведения почерковедческой экспертизы
Криминалистическую значимость получили такие свойства почерка:
- Почерковедческая индивидуальность, выражающаяся характерными особенностями почерка, которые присущи различным лицам;
- Устойчивость динамики, выражающаяся стереотипностью, стабильностью совокупностей действий, которые совершаются при письме (во времени и в отношении сбивающих факторов);
- Избирательная вариационность, выражающаяся результатом реакций организма на разные условия.
Главные задачи, стоящие перед почерковедческой экспертизой:
- определение, кем исполнен текст изучаемого документа;
- выяснение, одним или различным лицами исполнены тексты в разных документах;
- определение подлинности подписи.
Почерковедческая экспертиза, помимо вышеназванных, ставит перед собой и иные задачи. Условно их подразделяют на:
- Идентификационные: выяснение исполнителя рукописи, установление тождественности почерков;
- Диагностические: выяснение сведений о личности исполнившего надпись;
- Ситуационные: выяснение условий исполнения текста, в их числе, определение умышленного изменения почерка.
Почерковедческие эксперты России подразделяют рукописи на: тексты (рукописи, у которых содержание состоит из не менее четырех слов, либо восьми цифр, либо трех слов и трех цифр); короткие записи; подписи.
История почерковедения и почерковедческой экспертизы
Еще со времен императора Византии - Юстиниана в законодательстве закрепилось исследование почерка в судебных целях. Уже в 15 веке сравнение рукописей применялось в установлении подлинности документов. Позже, в своде законов Российской империи 1857 года, отмечалось, что «сличение и рассмотрение почерков проводится по назначению суда». Данное исследование поручается секретарям присутственных мест, учителям чистописания или иным педагогам.
В 17 веке изучением письма начали заниматься графологи, стремившиеся определить по почерку человеческий характер, родоначальником графологии признается аббат Франции Мишон. 19—20 века отмечаются трудами в области графологии криминалистов французского происхождения А. Бертильона и Э. Локара. Российская доктрина того периода представлялась Е. Ф. Буринским, впервые обратившим вниманием на взаимную связь меж физиологическими человеческими особенностями и его почерком. Мощный подъем судебного почерковедения пришелся на 70-90-е годы 20 века, тогда предпринимались удачные попытки в установлении возраста, пола, образования и даже роста исполняющего рукопись.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение или же криминалистическое исследование письма является одним из видов криминалистической личностной идентификации. Его сущность состоит в сравнительном исследовании признаков письма, которые отобразились в документе, исполнитель которого является неизвестным либо его авторство вызывает сомнения, а также признаков письма, которые имеются в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в выполнении данного документа.
Письмо является человеческой мыслью, зафиксированной с помощью графических знаков и правил, а так же их слияния. В нем различны графическая и смысловая стороны. Понятие смысловой стороны охватывает стиль, содержание, манеру изложения, лексикон и иные особенности. К графической стороне относят почерк, который представляется системой выработанных движений, служащей для изображения слов, букв, знаков, цифр. В исследовании письма две его стороны должны рассматриваться в их взаимосвязи и единстве.
Признаки, которые характеризуют смысловую сторону письма при выполнении почерковедческой экспертизы, являются второстепенными. Наиболее существенной их роль становится в автороведческой экспертизе.
В базисе формирования почерка проложены навыки. В период обучения письму человек выполняет штрихи буквы изолированно, при этом осознавая любое отделенное им действие, не охватив притом одновременно все содержание изложенного и иные элементы, составляющие комплексное понятие письма. Когда письменные навыки отсутствуют, процессия письма максимально трудоемка, необходимы значительные усилия, движения руки пишущего становятся замедленными.
В итоге упражнений на систематической основе у пишущего формируются конкретные навыки, отрабатывается систематика выработанных движений, которая позволяет выполнять письмо быстро, скорописью, при этом не устанавливая контроль непосредственно над исполнением любого буквенного элемента. В последующем человеческий почерк производится в отлаженную систему отработанных условно-рефлекторных связей, так называемый динамический стереотип. Отныне у пишущего на первый план выступила лишь смысловая сторона письма, а сам почерк отходит в категорию сознательно не подконтрольного действия, в автоматизм движений. Почерк начинает приобретать устойчивость.
Почерк, криминалистика определяет как индивидуальную и динамически устойчивую программу графической техники письма, в базисе которой пролегает зрительно-двигательный образ исполнения рукописи, которая реализуется при помощи системы движений. Необходимо заметить, что эти существенные свойства почерка, как устойчивость и индивидуальность, представляются предметом изучения лишь криминалистики.
Условно-рефлекторные связи письма формируются при влиянии множества факторов, которые определяются психическими и физическими особенностями этого лица и условиями обучения. В итоге в почерке закреплены индивидуальные отклонения, при этом их общность в различном сочетании становится неповторимой для каждого лица в отдельности.