Особенности пропорциональной системы
Пропорциональная избирательная система – это разновидность избирательной системы, используемая на выборах в представительные органы. Депутатские мандаты при проведении выборов по данной системе распределяются пропорционально голосам между списками кандидатов. Впервые пропорциональную избирательную систему применили в Бельгии в 1899 году.
Пропорциональная система использовалась и в некоторых странах используется и сейчас: Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия, Испания, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Хорватия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Македония, Сербия, Черногория.
В России пропорциональная избирательная система использовалась с 2007 по 2011 год на выборах в Государственную думу, во многих субъектах и муниципальных образованиях РФ.
При пропорциональной избирательной системе территория всего государства или представительного органа представляет собой единый избирательный округ. Политические движения и / или политические партии предлагают списки кандидатов. Избиратели голосуют за один из списков. Мандаты распределены набранным голосам каждой партии пропорционально.
В некоторых странах существует проходной порог, который выражен относительно всех голосов в процентном соотношении. Так, в РФ на выборах в Государственную думу в 2016 году проходной процент составил 5%. Такой процент существует в большинстве стран, однако в некоторых странах проходной процент имеет более низкие показатели – 4% в Швеции, 3% в Аргентине, 2% в Дании и 1% в Израиле.
Отданные за партии голоса, не прошедшие проходной порог, перераспределяются пропорционально между прошедшими партиями.
Пропорциональная система используется при выборах:
- всего парламента (Люксембург, Дания, Португалия, Латвия);
- нижней палаты (Австрия, Австралия, Бразилия, Бельгия, Польша);
- половина нижней палаты (ФРГ до 2007 г., с 2016 года – в России).
Разновидности пропорциональной избирательной системы
Существует два основных вида пропорциональной избирательной системы:
- По закрытым партийным спискам. При данной системе избиратель голосует не за отдельного кандидата, а за всю политическую партию или политическое движение. Количество мест партия получает пропорционально полученным голосам. Мандаты, выигранные в процессе выбора, распределяются по членам партии внутри партийного списка в соответствии с их очередностью в списке. Список может быть разделен на центральную часть и региональную. Кандидаты из центральной части будут проходить первыми. Из региональных групп кандидаты получают мандаты пропорционально голосам избирателей, которые поданы в партийном списке согласно определенному региону. Пропорциональная избирательная система по закрытым партийным спискам используются в РФ, Израиле, в странах Европейского союза, Южной Африки, при выборах в Европейский парламент.
- По открытым партийным спискам. Избиратели голосуют за политическую партию и за конкретного члена партии, указанного в списке. Избиратель, в зависимости от метода, может проголосовать за кандидата, партию, указать порядок приоритета кандидатов в списке. Данный тип избирательной системы используются в Нидерландах, Финляндии, Демократической Республике Конго, Бразилии.
Недостатки пропорциональной избирательной системы
К основным недостаткам пропорциональной избирательной системы относятся:
- Утрата связи депутатов с конкретными регионами и / или избирателями, частичное лишение принципа народовластия.
- Избиратель при использовании закрытого партийного списка голосуют за некоего абстрактного кандидата. Избиратель ознакомлен только с лидером партии и возможно, несколькими основными представителями этой партии.
- При использовании закрытых партийных списков применяется «технология паровоза». В соответствии с этой технологией в начале списка находятся популярные личности в народе (шоумены, кино- и телезвезды), отказывающиеся позже от мандатов в пользу членов партии, на тот момент еще не известных.
- Лидер партии, используя закрытые партийные списки, самостоятельно может создавать очередность кандидатов. Это может привести ко внутреннему расколу внутри партии, диктатуре внутри партии, развитию недобросовестной конкуренции внутри партии между ее членами. Создание партийных списков независимо от предпочтений граждан, простых избирателей. На наличие в списке того или иного лица могут оказать влияние только внутрипартийные интересы.
- Высокий проходной барьер, который не позволяет пройти небольшой и / или новой партии.
- Правительство при парламентской республике формирует та политическая партия, которая обладает большинством мандатов. При пропорциональной системе большая вероятность отсутствие большинства голосов у какой-либо партии, что ведет к необходимости формирования из идеологических противников коалиции. Правительство, возможно, не сможет проводить из-за внутренних разногласий реформы.
- Если избиратель не до конца понимает (или вовсе не понимает), как распределяются мандаты, он может не доверять этим выборам или вовсе отказаться от участия в них. Уровень явки при пропорциональной системе во многих странах составляет максимум 60%. Следовательно, выборы не могут отобразить реальную картину необходимости реформ или предпочтений.
- При пропорциональной системе наблюдается значительное снижение роли политических лидеров, основные решения остаются за политической партией или движением. Избирателям не предоставляется информация о механизме принятия политических решений. Простые избиратели меньше доверяют пропорциональной системе.
- При мандатной системе большую роль играют конкретные политические лица. Избиратели имеют возможность непосредственно ознакомиться с программой того или иного кандидата.
Пропорциональная система является оптимальной для стран, где граждане слабо или совсем не интересуются политической жизнью страны. Такая избирательная система предполагает выбор какой-то конкретной политической партии, а не личности.