Особенности избирательной системы Германии
Избирательная система Германии представляет собой «персонализированную пропорциональную» избирательную систему, в которой 50% состава палаты определяют по итогам выборной компании в одномандатных округах, где применяется мажоритарная система простого голосования.
В Бундестаг выборы проходят каждые четыре года, выборы прямые. Возможно проведение досрочных выборов. Выборы проходят по одномандатным округам и партийным спискам.
Немецкая избирательная система является «персонализированной пропорциональной» - personalisiertes Verhältniswahlrecht. Она характеризуется тем, что все депутаты Бундестага (598 человек) избираются по партийным спискам на пропорциональной основе. Личный состав их половины (299 депутатов) определяют сами избиратели.
На выборах каждый избиратель отдает два голоса:
- Первый голос (Erststimme) отдается за депутата в одномандатном округе;
- Второй голос (Zweitstimme) отдается за партийный список.
Вся территория страны разделена на 299 одномандатных округа. В Бундестаг избирается по одному депутату от каждого округа. В 16 многомандатных округах проходит голосование по партийным спискам.
Каждая федеральная земля является отдельным многомандатным округом, от которого выдвигается определенное число кандидатов согласно количеству населения федеральной земли. В каждом отдельном многомандатном округе политические партии предоставляют отдельные партийные списки. То есть каждая партия формирует 16 партийных списков (на каждый округ – по одному).
При выборах в Европейский парламент используется пропорциональная избирательная система. Формируются земельные и общенациональные списки. Заградительный порог составляет 5%. На региональном уровне используется кумулятивное голосование.
Прямые и дополнительные мандаты
В одномандатных округах выборы строятся по мажоритарной избирательной системе. Побеждает тот кандидат, у которого набирается наибольшее число голосов. Прямые мандаты (Direktmandate) – это депутатские кресла, полученные по одномандатным округам.
После того, как в одномандатном округе определился победитель, по пропорциональной системе распределяется оставшаяся половина депутатских кресел. Первоначально суммируется общее количество «вторых голосов», набранных партиями, определяется доля каждой партии, которая рассчитывается от общего числа «вторых» голосов.
Для распределения депутатских мандатов по пропорциональной системе, рассматриваются только политические партии, чьи кандидаты одержали победу как минимум в 3-х одномандатных округах или партии, которые преодолели пороговый барьер в 5%, то есть получили больше 5% «вторых» голосов.
В Бундестаге каждая партия получает часть депутатских кресел в зависимости от доли набранных «вторых голосов». Например, если за партийные списки той или иной партии было отдано 20% голосов избирателей, то данная партия получает 20% от 598 мандатов (120 мест). Из этого числа сначала «прямые» мандаты, полученные по первым голосам, а оставшиеся мандаты являются списочными (Listenmandate) и распределяются между кандидатами данной политической партии из соответствующих списков в разных федеральных землях.
Если партия получает большее количество «прямых» мандатов, чем ей положено, и за ней остается победа в определенном количестве одномандатных округов, то партию не лишают выигранных мест в Бундестаг и разрешают сохранить «дополнительные» мандаты - (Überhangmandate). При этом численность Бундестага увеличивается на число «дополнительных» мандатов.
В Федеративной республике «дополнительные» мандаты используются с момента ее основания. Но в 2008 году Федеральный конституционный суд постановил, что данная практика идет в противоречие с Основным законом страны и Бундестаг до 2011 года должен изменить избирательную систему, чтобы исключить распределение «дополнительных» мандатов. Считается, что применение «дополнительных» мандатов в определенной степени искажает волю избирателя, так как появляется «отрицательный вес голоса». Чем меньше «вторых» голосов получает политическая партия, тем больше вероятность того, что она получит «дополнительные» мандаты. В таком случает преимуществами пользуется та партия, которая поддерживается избирателями меньше всего.
«Дополнительные» мандаты искажают распределение мест между политическими партиями по пропорциональной системе, изменяя процентное содержание депутатских мест от отдельных партий. Может создаться парадоксальная ситуация, когда, голосуя за какую-то определенную партию, избиратели лишают ее «дополнительных» мандатов.
С 2012 года введены «компенсационные» мандаты, позволяющие уравновесить «дополнительные».
Активное и пассивное избирательное право
Для того, чтобы обладать активным избирательным правом, возрастной ценз должен составить 18 лет. Гражданин должен иметь так называемый ценз оседлости, то есть постоянно проживать на территории страны или иметь постоянное жилище сроком не менее 3-х месяцев. В общинах и уездах (на местном уровне) могут участвовать в выборах граждане стран – членов Европейского союза.
Избирательных прав лишены лица, находящиеся под опекой, в отношении которых вынесен судебное решение о лишении прав избирателя, или лица, помещенные в соответствии с Уголовным кодексом страны в психиатрическую лечебницу.
Участие в выборах могут принять только граждане, включенные в списки избирателей или имеющие открепительное удостоверение.
Возрастной ценз при пассивном избирательном праве составляет 18 лет (для Бундестага). В отдельных федеральных землях этот возраст может быть увеличен до 25 лет (Бавария).
Пассивное избирательное право служащих публичной службы, чиновников, военных может быть ограничено законодательством.
Выделяют избирательные органы следующих уровней:
- Первый уровень. Федеральный избирательный комитет, федеральный руководитель выборов и его заместитель (руководитель назначается Федеральным министерством внутренних дел).
- Второй уровень. Земельный избирательный комитет и земельный избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли).
- Третий уровень. Окружной избирательный комитет и окружной избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли или ими определенными органами)
- Четвертый уровень. Избирательные правления и избирательные начальники на избирательных участках (назначаются с учетом мнения партий окружными избирательными начальниками).
Члены избирательных органов любого уровня исполняют свои обязанности на общественных началах.