Особенности формирования правовой культуры
Формирование правовой культуры имеет постепенный характер. Изначально закладывается основа, в которой происходит формирование под влиянием реальности представлений о необходимых правилах взаимоотношений в обществе. Такое положение помогает овладеть правовыми знаниями и умениями, сюда относятся и конкретные правовые нормы, например:
- уголовное;
- административное;
- семейное;
- и другие отрасли права.
Информированность в правовом отношении различных групп населения, глубокое освоение ими ценности прав и свобод человека, ценности использования правовых методов и процедур при разрешении споров отражают уровень развития правосознания. Только знаний недостаточно для сформирования правовой культуры. Ее становление происходит при соприкосновении с повседневной жизнью, условиями, в которых пребывает человек.
Правовая культура активно проявляет себя в деятельности граждан, связанной с реализацией своих прав и обязанностей. Для специалистов в области права можно выделить понятие профессиональной правовой культуры, которая вырабатывается при осуществлении трудовой деятельности и обеспечивает более высокий уровень в правовой культуре, нежели у остального населения.
Становление правовой культуры
С древнейших времен люди осуществляли процесс создания и утверждения законов, сохранившихся до нашего времени. Следует отметить законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), которые представляли сильное оружие в древнем государстве и отражали сильное влияние божества. Египетская богиня Маат для древних людей символизировала справедливость, правду и правосудие, ее жрецами были судьи. Законы Ману в Древней Индии являлись олицетворением совокупности норм обычного права, моральных норм и религиозных предписаний. Отношение людей к праву являлось различным, оно находилось в зависимости от социального статуса. По этой причине правовая культура древних государств являлась различной по содержанию.
Несомненно, нормы религии, обычаев и ритуалов оказали влияние на формирование правовой культуры в феодальном обществе. Так, у библейских писаний присутствовала сила закона. Средневековое население отличала безграмотность, в частности, это находило отражение в вере в разнообразные знамения, видения, чудесные исцеления. В данный период жестокость представляла частое явление правовой культуры, с его помощью обеспечивалось соблюдение законов. Позже, в буржуазный период у правоведов вставал вопрос о расхождении в содержании права.
Необходимо отметить, что нигилизм в правовой культуре России уходит корнями в давние времена. У русской интеллигенции не предполагалась значительная роль права, в связи с тем, что подавляющее количество населения являлось малообразованным. Не шла речь о массовом формировании правовой культуры общества, а также надлежащего уровня правосознания у каждого отдельного человека. В западных странах присутствовало наличие более ранних правовых идей, при этом отсутствовал надлежащий механизм правового регулирования в России.
Как свидетельствует исторический опыт, правовые идеи не нашли должного интереса в России. На сегодняшний день, процесс формирования правовой культуры неравномерный, что подтверждают проблемы механизма взаимодействия граждан с правовыми учреждениями. Общие представления относительно права, правовой сферы, а также недоверие к правовым учреждениям отражают негативную окраску в правовом сознании большинства населения.
Достаточно давно ведутся эмпирические исследования по изучению особенностей правового сознания населения, его правовых установок. Так, в 60-70-е гг. прошлого века проводились исследования правосознания отдельных специалистов в части норм трудового и уголовного права, изучение источников получения юридической информации, их значимость. В 80-е гг. исследовалось правосознание юристов.
При этом не проводились исследования по оценке действующего законодательства населением. На современном этапе развития права особое внимание уделяется данным проблемам, в частности, интерес для исследований представляет правовая безграмотность населения, отрицательное восприятие правовой сферы населением и пр.
Таким образом, рассматривая правовую культуру общества в историческом разрезе, определяется необходимость систематического рационального формирования, стимулирования, позитивное социальное развитие.