Понятие правовой культуры в контексте правовых норм
Правосознание определяет уровень правомерного поведения людей, отношение лица к действующим нормам права, а также вновь принимаемым нормативно-правовым актам. Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье.
Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права.
Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми. Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.
Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений. Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.
Формирование правовой культуры
Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями:
- Идеологические, характеризующие правовые идеи;
- Нормативные, характеризующие правовые нормы;
- Поведенческие, характеризующие правовые поступки;
- Объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.
С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права.
Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида. Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности.
При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства. Воспитание правосознания граждан по этой причине выступает в качестве необходимой цели профилактики правонарушений, а также борьбы с преступностью в целом в современных условиях.
Важную роль здесь играет правовое воспитание. Под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на уровень сознания и культура поведения членов общества, которые реализуются в целях выработки у индивидов чувства уважения к правам, привычки его соблюдать на основе личного убеждения. Для того, чтобы достигнуть положительный эффект в данной сфере, государственные органы должны убедить личность в необходимости соблюдения норм права. Причём их соблюдение должно быть обоюдно выгодно как личности, так и государству.
Важную роль здесь также играют такие явления, как правовое обучение, пропаганда, юридическая практика, также самовоспитание. Под правовым обучением понимается передача, закрепление, усвоение знаний и принципов формы права, а также истоков формирования соответствующего отношения к нормам права, практики их реализации, умения использовать свои права и свободы, реализовывать свои обязанности в полном объеме.
Данная форма воспитания не всегда приемлема для всех индивидов. Это достаточно утопическая идея в форме создания государства, в котором бы всякий индивид соблюдал нормы права. На практике такое невозможно, что связано с различными явлениями, например, юридической безграмотностью, правовым нигилизмом, данные условия влияют на развитие правовой культуры.
Для преодоления данных условий требуется постоянная пропагандистская работа. Она должна заключаться в просвещении населения относительно правовой стороны. В частности, любой индивид должен быть знаком со своими правами и свободами, он должен уметь их реализовывать на практике, знать, куда ему обратиться для их защиты. Также он должен быть осведомлен и о своих обязанностях, то есть должен знать их перечень, а также быть настроен на необходимость их соблюдения. Индивид должен уяснить, что уклонение соблюдение обязанностей влечет применение мер государственного принуждения, что негативно скажется на нём.
Рисунок 1. Классификация прав. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важную роль здесь также играет юридическая практика. Сами по себе нормы права содержат лишь теоретическую основу регулирования правоотношений. Практические органы, такие, как полиция, прокуратура, судебный органы сталкиваются с вопросами при применении норм права к тому или иному случай. Зачастую именно на практике выявляются пробелы в правовом регулировании, которые должны быть устранены. Кроме того, именно в сфере применения норм права активно развивается явление правового нигилизма. Данное явление связано с несколькими обстоятельствами:
- Во-первых, правоохранительным и правоприменительных органов далеко не всегда удается выявить правонарушение, так как их исполнители зачастую их очень тщательно скрывать, боясь ответственности, которую на него может возложить государство.
- Во-вторых, недостаточен уровень правового образования граждан.