Предпосылки развития современной правовой реформы в РФ
Правовая реформа — это ограниченный во времени процесс преобразования правовой системы государства, затрагивающий правовой массив, правотворчество, правоприменение и правопонимание, предшествующий или следующий за реформированием политической, социальной или экономической сферы с целью улучшения жизни населения страны.
Правовая реформа проводится для реализации положений Конституции РФ, укрепления правовых основ общества и государственности, обеспечения скоординированности, плановости и системности законотворческого процесса.
К предпосылкам развития правовой реформы относятся вопросы правового обеспечения отдельных важных направлений формирования и функционирования государственности, становления полноценного гражданского общества, включая:
- законодательное обеспечение прав человека, законных интересов и реальных гарантий прав личности;
- защита и упрочение основ конституционного строя;
- развитие целостной правовой базы деятельности органов юстиции и судебной системы;
- реформирование государственного управления, включая совершенствование хода государственной регистрации юридических лиц, каких-либо общественных организаций и объединений, контроля за их деятельностью;
- обеспечение нормотворческой деятельности, координации работы федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ;
- выработка принципиальных форм и направлений реформы местного самоуправления;
- конкретизация основ федерализма;
- институциональная реформа правоохранительной системы, формирование соответствующей правовой базы для усиления эффективности борьбы с преступностью;
- системное правовое обеспечение совершенствования сферы экономики;
- развитие правового воспитания, включая укрепление системы юридической науки и юридического образования и др.
Правовая реформа идет в двух важнейших направлениях: судебная и законодательная реформа. Все направления правового реформирования переплетены и тесно связаны друг с другом.
Правовая реформа и социальная жизнь общества
Правовая система РФ развивается в виде изменений тех функций, которые она выполняет в разные периоды существования постоянно меняющегося общества. Право является социальным институтом общества, это система, порожденная социальными потребностями, которые отражены в функциях, роли, которую играет право в обществе.
Социальные функции права в обществе представлены общими для всех институтов и специализированными, или внутренними, отличающими правовые институты от других институтов.
Социальные (сквозные) функции социальных институтов:
- функции установления общепризнанных и законных форм и способов удовлетворения значимых потребностей;
- интегративная;
- регулятивная;
- функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов (социальных групп) в обществе;
- функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, конфликтов и противоречий между людьми;
- функция социальной мобильности.
К специальным функция правовых институтов относятся функции нормотворчества и правоисполнения.
Развитие правовой системы государства идет через развитие ее социальных функций, так как право является важнейшим социальным институтом. В условиях современной России получила свое развитие функция установления общепризнанных и легальных форм и способов удовлетворения особо значимых потребностей.
Теоретически материальные потребности можно удовлетворить правомерными или неправомерными способами. При этом неправомерный способ является правонарушением. Неправомерные способы обогащения (грабеж, хищения, взяточничество, кража, мошенничество и т.д.) преследуются законом. За неправомерное обогащение следуют санкции, так как оно наносит ущерб организациям, гражданам, всему государству. Общество заинтересовано в том, чтобы самые значимые потребности удовлетворялись исключительно правомерным способом.
Ориентация на развитие демократического общества ставит государство перед необходимостью соблюдения всех законных прав и свобод своих граждан. Однако в российском обществе эта функция пока еще не может быть реализована в полной мере, так как в стране сильно развита коррупция не только среди местных чиновников, но и более высокого уровня.
Государство должно создавать правовые предписания, социальные, экономические условия для удовлетворения потребностей населения правомерным и легальным путем. Рост преступности, по большей части, спровоцирован низким уровнем сознания граждан, значительным разрывом между декларативными правовыми нормами, социальными и экономическими возможностями членов общества.
Регулятивная деятельность правовой системы РФ связана с координацией деятельности всех членов общества. Регулятивная функция права играет особо важную роль при установлении сложных правоотношений между разными сторонами спора. Понимание всех видов правоотношений помогает выявить нормы, выступающие основными при решении сложных жизненных вопросов.
Рыночные отношения, в которые вступила Россия, породили новые общественные отношения. Регулирование таких вопросов является актуальным для государства и общества. Только развитие права, его реформирование, появление новых отраслей и подотраслей (муниципального, предпринимательского, коммерческого и др.), их развитие поможет решить все возникающие проблемы. Регулятивная функция — это приоритетная функция в процессе правового реформы в России. Она реализуется социально-правовыми институтами разными способами правоприменения и нормотворчества.
Интегративная функция реформирования правовой системы направлена на социальную консолидацию социальных групп и индивидов. Так, избирательное право ориентировано на социальную консолидацию индивидов в решении политических проблем, в избрании кандидатов во все органы власти. Обеспечивая тайные, равноправные выборы, определяя порядок их проведения, законодатель обеспечивает единство реализации избирательного права для всех граждан РФ. Одновременно можно наблюдать признаки агрессивного национализма и экстремизма. Негативное влияние на общество оказывают постоянные конфликтные ситуации, связанные с правовым бессилием государства. Такое бессилие не позволяет обществу оказывать активную помощь лицам, пострадавшим от мошенничества и т. д.