Реформирование государственно-правовой системы
Основные направления развития права в период перестройки – это приоритетные векторы развития механизмов правового регулирования, правовых институтов и правовой системы в СССР в 1985-1991 гг.
Основные реформы, анонсированные на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г., были ориентированы на преодоления масштабных кризисных явлений в политической и социально-экономической сферах.
Основными задачами были определены ускорение, гласность и перестройка, которые коснулись всех сфер жизни в общества, включая правовую систему. Ускорение предполагало избавление от застойных явлений не только в государственном аппарате и экономике, но и в социальной и партийной жизни общества. Гласность предполагала развитие в стране открытой самокритики и критики, широкое обсуждение различного рода недостатков, наиболее полное вовлечение во все эти процессы общественности.
Основные мероприятия, направленные на обновление советского общества:
- принятие реформ, ориентированных на новую модель социализма (основной принцип предложенных программ - демократизация всех сфер жизни общества) (январь, 1987 г.);
- утвержден закон о государственных предприятиях, согласно которому предприятия могли самостоятельно определять виды выпускаемой продукции, устанавливать цены, принимать меры для ее реализации, утверждать штаты работников, порядок оплаты труда; закон предусматривал использование рыночных механизмов;
- согласно принятому закону о выборах народных депутатов были внесены изменения в действующую Конституцию СССР (вводилась двухуровневая система высших органов власти - Съезды народных депутатов и Верховный Совет СССР) (1 декабря 1988 г.);
- была отменена цензура, стали появляться новые радиостанции, телевизионные программы, газеты и журналы;
- введение многопартийности позволило появиться различным политическим партиям и общественным движениям;
- население страны получило реальное право выражать собственное мнение на митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.
Попытки создания основ правового государства
В материалах пленумов ЦК КПСС, в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции коммунистической партии подчеркивалось, что преобразование государственного строя в стране должно обеспечить формирование основ правового государства.
Для построения правового государства необходимо было решить ряд задач:
- повысить эффективность и авторитет государственных учреждений и органов, укрепить систему представительных органов власти, изменить подходы в работе высшего руководства страны;
- создать избирательную систему, в основе которой лежали бы демократические принципы, обеспечить свободное выдвижение и выбор кандидатов;
- отказаться от диктата партийной системы в руководстве государственными органами;
- добиться установления повсеместно независимой судебной власти, повысить ее роль в реализации правосудия.
В законе о выборах предоставлялось право выдвижения в депутаты неограниченного числа кандидатов, а также проведения выборов на альтернативной основе. Первыми демократичными выборами в стране стали выборы Съезда народных депутатов Союза ССР, проведенные в 1989 году.
Развитие права в период перестройки
Для развития права в период перестройки характерен рост роли законодательства союзных республик. В конце 1980-х гг. нормы этого законодательства часто противоречили нормам общесоюзного законодательства.
Изменения, которые были внесены в Конституцию СССР, Конституции союзных республик, оказали значительное влияние на развитие гражданского и трудового права. Характерной чертой развития законодательства того времени стала «война законов», которая была вызвана противоречиями между двумя видами законодательств – общесоюзного и союзных республик.
На первом этапе перестройки в 1986-1988 гг. изменения в сфере гражданского права не касались основ социалистической экономики. В основном они касались вопросов правового регулирования, индивидуально-трудовой деятельности, аренды, кооперации и т.д. В тоже время социально-экономический кризис, неудачи экономических преобразований в стране способствовали развитию частной собственности и предпринимательства, переходу к либерализации экономической жизни.
Изменения, коснувшиеся гражданского права:
- в законе о собственности от 6 марта 1990 г. применялись термины государственная собственность, коллективная собственность, собственность советских граждан (понятие «частная собственность» не использовалось); в этом же законе от 24 декабря 1990 г. собственность подразделялась на: государственную, частную, собственность общественных объединений, муниципальную собственность;
- среди государственной собственности выделяли общесоюзную собственность, собственность республик, краев и областей, собственность местных советов;
- ограничения на размер частной собственности не устанавливалось, ограничения могли быть связаны только обязательствами международных соглашений или с соображениями национальной безопасности;
- в законе о предприятиях предусматривались семейные и индивидуальные формы предпринимательства, акционерные общества, товарищества (4 июня 1990 г.);
- в законе о предприятиях и предпринимательской деятельности регулировались некоторые формы предпринимательства, виды деятельности, порядок их регистрации, лицензирования и т.д.;
- началась приватизация муниципальной и государственной собственности, приватизация жилья гражданами.
Изменения в трудовом праве были обусловлены важностью принятия мер, направленных на расширение доли участия рабочих и трудящихся в управлении предприятиями, обеспечение гарантий в условиях экономического кризиса. На предприятиях создавались специальные советы трудовых коллективов, которые представляли интересы трудящихся, получали широкие полномочия в сфере контроля за деятельностью руководства предприятия. Для руководителей предприятий устанавливалась выборность.