Сущность понятия «право»
Право – это общепринятая система обязательных правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.
Среди признаков права можно выделить следующие:
- Общеобязательная нормативность. Данный принцип означает, что право заключается в конкретной совокупности правовых норм. Различие между правовыми и прочими нормами социального характера заключается прежде всего в обязательности исполнения правовых норм, а также обеспечение их государственным принуждением, существованием особой процедуры утверждения предписаний правового характера;
- Системность права. Право во всех случаях выступает как система норм юридического характера. Свойство системности подразумевает некоторую упорядоченность его составляющих, а также наличие связей между его элементами;
- Формальная определенность права. Право в обязательном порядке выражается в письменной форме, в рамках официальных документов (нормативных, законодательных актов), утверждаемых на уровне государства. Именно этот признак отличает нормы права от прочих видов норм социального характера. Форма права в значительной степени зависит от формы государства, при это каждая эпоха в истории, как правило, характеризуется особой системой права;
- Интеллектуально-волевой характер права. Право отражает индивидуальную и коллективную волю граждан государства, в отличие от прочих норм социального характера, выражающие интересы социальных слоев и групп.
- Возможность применения мер принуждения со стороны государства. Нарушение требований правовых норм в обязательном порядке влечет за собой наложение мер юридической ответственности, чем и обеспечена общеобязательность норм права, которая подразумевает, что оно является формой властного предписания.
Основные черты афинского права
Афинское право во времена античности являлось одной из наиболее развитых система права, которая оказало значительное благотворное влияние на развитие систем права других полисов, входящих в состав так называемого Афинского морского союза.
Возникшая и существовавшая достаточно долгое время в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе развития политической власти медленно начала разрушаться, а именно «расщепляться". Так, с возникновением новых, не существовавших ранее отношений социального характера, а также расширением области социального регулирования, возникновением необходимости его большей определенности значительная часть составляющих мононормы - различного рода обычаи, религиозные традиции, предписания нравственного характера начали приобретать все большую самостоятельность, при этом оставаясь тесно взаимосвязанными. Некоторые из элементов мононормы постепенно приспособились к формируемому менталитету политически, а затем государственно организованного общества, принимая на себя роль самых древних источников права.
В Афинах в V—IV вв. до н.э. достаточно активно осуществлялась законодательная деятельность, что способствовало накоплению большого материала законодательного характера, для которого была в большей степени свойственна противоречивость, а также неупорядоченность. В значительной степени от законодательных актов отличались псефизмы, принимаемые собранием народа и представляющие собой постановления, затрагивающие, как правило, отдельных лиц, но в некоторых случаях содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы.
Следует отметить, что несмотря высокий уровень развития права в Афинах основные институты таких отраслей права как уголовное и гражданское не были разработаны достаточно полно, о чем свидетельствовало наличие в содержании норм такого права пережитков родового строя.
В афинском праве отличались понятия владения, под которым понимали фактическое обладание имуществом с его использованием, и понятие собственности, под которым понималось владение с правом последующего распоряжения. В то же время непосредственно понятия права собственности как абсолютного права лица во времена древнего права не существовало. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. Например, к ней относились различного рода государственные имения и рудники. Помимо государственных земель существовали и так называемые общественные земли фил и домов.
Если говорить о семейном праве, то безбрачие в Афинах подвергалось осуждению со стороны общественности. Брак в большинстве случае заключался посредством заключения договора между женихом и главой семьи невесты. Жених в рамках такого договора обязался уплатить за невесту «калым», а приданое невесте выдавалась не во всех случаях. Следует отметить, что многоженство не допускалось. После заключения брака женщина все также оставалась под властью отца, а также под властью мужа. Таким образом, ее положение в семье было в некотором роде приниженным. Например, развод для мужчины был свободен, а для женщины в значительной степени затруднен.
В рамках афинского права различались преступления, которые были направлены против государства и против личности, хотя границу между ними можно назвать весьма условной. Как правило, в обоих случаях обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, которые являлись заинтересованными в привлечении виновного к юридической ответственности. Характер наказания в случае доказательства вины, как правило, зависел от тяжести содеянного. При преступлениях против личность речь шла о возмещении вреда и штрафе, при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За совершение же наиболее тяжких преступлений (измена мужу/жене, безбожие, умышленное убийство или нанесение тяжкого вреда здоровью) виновному грозила смертная казнь.