Понятие и общая характеристика органов правопорядка в РФ
Важнейшей задачей любого государства, воспринятой им на себя на самом высоком законодательном уровне, выступает задача обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. При этом с учетом сложности такой задачи, для современных государств характерно наличие сложной, разветвленной системы органов правопорядка, деятельность которых преимущественно направлена именно на обеспечение обозначенных выше задач.
Определение органов правопорядка, или как их принято наименовать в специальной литературе – правоохранительных органов, может быть сформулировано следующим образом:
Правоохранительные органы – относительно самостоятельная система органов государственной власти, законодательно установленная компетенция которых сопряжена с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, обеспечению режима законности, а также защите прав и свобод человека и гражданина в стране.
В наиболее общем виде система органов правопорядка дифференцирована исходя из тех целей и задач, которые решаются каждым из органов-элементов такой системы. В этой связи, представляется целесообразным в рамках представленной статьи обратить внимание на то, что функциями органов правопорядка в РФ на современном этапе выступают:
- Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения прав и свобод граждан, и исполнения норм действующего законодательства, в т. ч. прокурорский надзор;
- Расследование, раскрытие и пресечение общественно-опасных и общественно-вредных деяний, в том числе, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- Обеспечение государственной безопасности и безопасности высших должностных лиц в стране;
- Обеспечение обороноспособности и государственного суверенитета.
Иными словами, органы правопорядка в нашей стране – это преимущественно военизированные органы, в ведении которых находится отправление оперативных, следственных и надзорных функций, в силу непосредственного указания действующего законодательства. О специфике отдельных из них подробнее будет сказано ниже.
Органы предварительного расследования преступлений
В системе органов правопорядка значительное место принадлежит так называемым органами предварительного расследования преступлений, к числу которых в нашей стране относятся Следственный комитет РФ, Следственные управления органов внутренних дел, отделы дознания, и т.д.
Кроме того, отдельные полномочия в сфере предварительного расследования (преимущественно в форме дознания) могут быть осуществлены должностными лицами непрофильных органов правопорядка, например, таможенными органами, органами МЧС, Федеральной службы судебных приставов, и т.д.
Функцией соответствующих органов, как следует из их названия, выступает осуществление предварительного расследования преступлений, которое в нашей стране может быть реализовано в форме дознания или в форме предварительного следствия.
При этом само по себе предварительное расследование признается досудебной стадией производства по уголовному делу, следовательно, судебное следствие, и все те процессуальные моменты, которые происходят в процессе разбирательства уголовного дела в суде, стадией предварительного расследования не охватываются, и, соответственно, не входят в сферу компетенции соответствующих правоохранительных органов.
Органы обеспечения правопорядка и безопасности
Продолжая характеристику органов правопорядка в Российской Федерации невозможно не остановиться на анализе признаков и особенностей деятельности ключевого органа обеспечения правопорядка и безопасности – полиции РФ.
Данный орган в настоящее время признается составным элементом единой централизованной системы Министерства Внутренних Дел.
В качестве целей деятельности органов полиции провозглашается защита жизни и здоровья, а также всех иных прав и свобод физических лиц, противодействие преступности, охрана общественного порядка, и т.д.
Для достижения обозначенных целей и задач в структуре Полиции образуются различные Главные управления, дифференцируемые по содержательному признаку.
Так, например, в настоящее время в структуре российской полиции выделяются управления по обеспечению безопасности дорожного движения, по противодействию экстремизму, по вопросам миграции, управление уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотических средств, и т.д.
Кроме того, выделяются различные департаменты и управления, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение общественного порядка, и достижение целей законности и социального благополучия.
Адвокатура как орган правопорядка
Достаточно интересной представляется точка зрения о том, что наряду с элементами обозначенными выше, в системе органов правопорядка целесообразно выделять органы, оказывающие юридическую помощь, поскольку, с одной стороны, право на получение соответствующей квалифицированной помощи гарантируется на уровне действующей Конституции РФ, а с другой – участие адвокатов и профессиональных юристов в большинстве случаев способствует обеспечению более качественной защиты прав и законных интересов граждан от их реального или потенциального нарушения (оспаривания).
При этом особое значение в рассматриваемом вопросе принадлежит именно адвокатуре, поскольку она, как известно, выступает важнейшим правозащитным институтом гражданского общества, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Адвокатура – социально-правовой институт, призванный обеспечивать защиту прав, свобод и интересов граждан во взаимоотношениях с юрисдикционными органами, иными органами государственной власти (включая органы предварительного расследования), органами местного самоуправления, а равно в отношениях с иными гражданами и юридическими лицами.