Правосудие в России может осуществляться только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства. Разбирательство дел проходит на основе принципа состязательности сторон.
Советское прошлое
Современные юристы, которые исследуют проблемы судебной власти, обращают внимание, что в правовой науке России советского периода понятие «судебной власти» было практически не известно. Термин «судебная власть» отсутствовал в научном лексиконе.
Причину такого положения усматривают в том, что в СССР судебная власть и власть исполнительная зачастую считались едиными или сросшимися вместе. Одной из идеологических первопричин этого считают реализацию на практике коммунистического лозунга «Вся власть советам!».
Кроме того, в Конституциях советского государства судебная власть отсутствовала как самостоятельная ветвь власти. Так, в статье 125 Конституции РСФСР 1977 года имелось лишь положение о том, что судьи независимы и подчинены только закону.
По причине отсутствия в законодательных нормах концептуального закрепления принципа разделения властей независимость судебной власти и ее самостоятельность как ветви власти не изучались в литературе и учеными-юристами рассматривались лишь в теории. Этот факт, как и многие другие, явился одним из оснований для пересмотра старой советской Конституции и принятия Конституции РФ в 1993 году.
Наши дни
С принятием новой Конституции России ситуация в отношении понимания значения и смысла судебной власти изменилась. В Конституции РФ закрепляются базовые права и свободы граждан, также как и общее устройство общества и государства, в том числе основополагающий принцип разделения властей. В соответствии со статьей 10 Конституции государственная власть реализуется по принципу разделения на три независимые ветви:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются полностью самостоятельными
Статья 10 Конституции России системно входит в первую главу, определяющую основные положения о конституционном строе России. Уже по этой причине принцип разделения не может рассматриваться в качестве только технического приема.
Суть теории судебной власти состоит именно в понимании ее как части целого, как части правового механизма рационального и справедливого государственного управления. Идею разделения властей нельзя понимать упрощенно, так как по общему правилу власть в государстве едина.
Прежде всего, это касается источника такой власти. Согласно статье 3 Конституции единственным источником власти в стране является многонациональный народ России. Народ в самом широком смысле как совокупность людей, не просто проживающих на одной территории, но и объединенных общим правовым полем. Только народ наделен неотчуждаемым правом определения и изменения форм и содержание собственной государственно-правовой жизни.
В этом заключается суверенитет народа, на основании которого и действуют все три ветви власти в любом современном демократическом правовом государстве. Представители всех ветвей власти обязаны помнить, каков истинный источник власти, которой они обладают. По этой причине представители власти всегда несут непосредственную и прямую ответственность за свои действия перед единственным источником власти – народом.