Становление образовательного права
Право на образование прошло длинный путь формирования, становления, развития, но при этом стало частью системы прав человека не так давно. Следует понимать, что само понятие «образование» стало употреблять лишь в 18 веке, для более ранних времен были наиболее характерны понятия «воспитание», «обучение».
Потребность повышения уровней грамотности и образованности существовала уже с времен Древней Руси, власть в то время одобрительно относилась к данной потребности, даже предпринимала попытки к ее реализации. Князь Владимир создавал христианские школы, учителями в которых были священники.
На Стоглавом Соборе в 1551 году были утверждены нормы, посвященные развитию образования, они были направлены на укрепление позиции церкви, развитие церковного образования и школ, в связи с тем, что люди, которые хотели занять церковные должности, были недостаточно грамотными.
Образовательное право в Российской империи
Следующий важный этап произошел в начале 18 века, при правлении Петра I, он считал, что главной причиной отставания страны во всех сферах является низкий уровень образования.
Он считал, что необходимо закрепить обязанность получения знаний на государственном уровне. Были созданы провинциальные школы, доступ к образованию получили все слоя населения, но дети дворян и бояр имели возможность получать более высокий уровень образования, некоторые обучались даже в иностранных государствах.
Такое положение усугубилось при правлении Екатерины II, которая считала, что низшие слоя не достойны получения образования.
И всё же в конце 18 века образование стало доступным широким массам, обуславливалось это тем, что:
- рос уровень благосостояния государства,
- развивались производство и торговля,
- росли крупные поселения.
В 1782 году была создана Комиссия об учреждении народных училищ, которая занялась разработкой школьной реформы. Данный орган создал план с установлению народных училищ, так же для училищ был разработан устав, что и послужило развитием системы общего образования для всех слоев населения, за исключением крепостных крестьян.
Наряду с этим в государстве появились малые народные училища, которые занимались проведением обучения по образовательным программам 3-го и 4-го классов главных училищ, таким образом была создана система «ступеней» начального образования. Такие учреждения появлялись в губерниях и уездах, так же в крупных поселениях. В этот период образование было бесплатным, совместно обучались мальчики и девочки.
Становлением системы образования в России можно назвать период появления Министерства народного просвещения в 1802 году.
Одновременно с увеличением объема прав и свобод людей, отмечается активность философов и юристов в проявлении идей по развертыванию системы образования.
Сперанский М.М. полагал, что существует прямая связь между уровнем образованности и происхождением человека, только обученные дворяне могут верно распоряжаться собственностью.
Грановский Т.Н. полагал, что цель исторического развития- создание нравственной и образованной личности, в своих трудах он яро выступал против сословного крепостнического строя в стране, противоречащего равенству и естественным правам.
В 1870 году в нашей стране так и не было специального законодательства в области образования.
Во времена Российской Империи возможность получать образование была ограничена не только в силу его сословной ориентированности, но по половым, национальным, религиозным признакам. Несмотря на данные недостатки, к 1917 году проблема по поводу прав граждан на образование была достаточно разработана теоретически.
Развитие образовательного права в России в 20 веке
Необходимость в развитии массовости образования находилась в отражении сочинений Ленина В.И., который активно критиковал позицию властей по отношению к организации системы образования.
В 1917году был издан Декрет СНК «Об учреждении Государственной комиссии по народному образованию», кᴏᴛᴏрая занималась руководством просвещения в государстве. 15 декабря 1917году издано постановление, кᴏᴛᴏрое передает дело воспитания и образования из церкви ϶ᴛᴏму Комиссариату. Декретом СНК от 21 января 1918года религиозные организации были отделены от государства и образование от церкви, отменены различные привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием.
События, произошедшие в 1917 году были точкой развития следующего этапа развития права на образование в стране. Новая власть стремилась перестроить весь общественный уклад, в котором важная роль отводилась образованию народа. Задачей власти того времени была трансформация образования из инструмента власти в идеологический инструмент перевоспитания нового поколения с использованием идей коммунизма, именно это и проявляло необходимость создания новой неповторимой системы образования.
Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, не обеспечила возможности реализации демократических принципов управления, лишала прав некоторых лиц, которые использовали их не в интересах социализма, так же и отраслевое законодательство ограничивало отдельные группы граждан в получении образования; выпускники вузов и техникумов были обязаны отработать в местах, которые были указаны при распределении.
Особенностям развития образовательных прав в современное время являются существенные изменения, сложившиеся после распада СССР и принятия нового основного закона страны- Конституции Российской Федерации, которая признает и защищает права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч.2 ст. 17 и ст. 42 Право на образование неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
Принципы государственной политики в образовательной сфере закреплены в статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ».
Характеристика современного права на образование в России отмечает преодоление большого количества недостатков советской системы образования. Но обнаруживаются другие проблемы, такие как:
- недостаточное финансирование в сфере образования,
- невероятно высокий уровень коррупции и бюрократии,
- пробелы в системе права в области образования,
- недостаточное количество нормативно-правовых актов, которые бы позволили образованию развиваться и выйти на новый уровень.