Задачи и цели образовательного права
Античные философы, такие как Аристотель и его ученик Платон, рассматривали понятие цели как системную программу, через которую можно определять цель образовательного права как особую направленную программу развития. Цели содержат правила жизнедеятельности государства регулирования сферы образования. Право же должно выступать средством достижения цели.
Цели права могут быть функциональными, если запланировано влияние на поведения людей, а могут быть предметными, если запланирован определенный результат. Если рассмотреть другую классификацию, то цели разделяются на ступенчатые, а так же на неступенчатые, помимо того цель может быть достижимой, либо не может быть достигнута, например, повышение оплаты труда.
Еще цели подразделяются на юридические, специальные. Юридические цели направлены на то, чтобы создавать условия для реализации образовательного права в результате выполнения обязанностей. Специальные цели - решение социальной задачи, к примеру, организовать в образовательных учреждениях установку отопления и т. д.
Одной из немаловажных характеристик системы права считается результат его воздействия, который обычно может представляться как изображение реальных правовых отношений, которые складываются под воздействием законодательства.
Процесс осуществления цели неизбежно приводит к какому-то результату, который можно рассматривать, учитывать и изучать. Важно распознавать и учитывать цели каждой нормы или их группы, институтов права, а так же каждого нормативно-правового акта с помощью постоянного систематического наблюдения. Важно отличать цели образовательного права и системы образовательного законодательства.
Задачи представляют собой идеальные образы действия права и его конечные результаты. Задачи отрасли права могут быть достигнуты при условии, что будут предварительно решены цели подотрасли права, институтов и конкретных норм. Основные задачи законодательства об образовании собраны в статьях ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Главной задачей законодательства об образовании является закрепление за каждым человеком и гражданином РФ равноправное качественное образование и установление этого права в полном объеме, в том числе и уровень обязательного образования. После этого в законодательстве начинают устанавливаться задачи для отраслей образовательного права: общего, специального, дополнительного и т. п. Следующая задача состоит в обеспечении государством защиты и охраны права на образование.
Общие цели права - в установлении общественного порядка, позволяющего каждому человеку быть свободным. Государство должно выражать справедливость в отношениях с гражданами. Правила, которые составляют систему права, должны быть справедливыми и несущими добро по отношению к человеку.
В зависимости от сформулированной государством цели законодательства об образовании, так и будет функционировать система образования. Все недоработки и пробелы в системе образования будут проистекать и от недостатков в процессе постановки государством целей и задач в образовании. Право - мощное средство для государства, управляющее жизнедеятельностью системы образования в целом.
Одной из главных задач системы образования является охрана жизни и поддержание здоровья обучающихся.
Обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для рассмотрения задач и целей государства в области образования:
Согласно ст. 64 дошкольное образование ориентировано на формирование культуры; совершенствованию физических, умственных, нравственных, эстетических и личностных качеств и способностей; формирование начал учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» излагает следующие задачи начального общего образования: становление личности учащегося; раскрытие индивидуальных способностей, усиленной мотивации и умений в учебной деятельности.
В той же статье сформулированы задачи основного общего образования, направленные на становление и формирование личности учащихся: моделирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни; культуры межличностного и межнационального общения; усвоение основ наук; овладение государственным языком РФ; установка навыков умственного и физического труда; развитие интересов и способностей к социальному самоопределению
Задачи среднего общего образования направлены на формирование личности и дальнейшее ее становление обучающегося, эволюции творческих способностей и развития интереса к познанию, формирование способностей для самостоятельной учебной активности, подготовку к жизнедеятельности в обществе и самостоятельной жизненной позиции и выбору, продолжение образования и первым рабочим моментам в профессиональной среде.
Цели образования
Цели среднего профессионального образования собраны в ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В статье 69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» собраны цели высшего образования, целью которых являются: обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов во всех основным направлениях общественно полезной деятельности, в соответствии с потребностями общества и государства; исполнение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Цели дополнительного образования детей и взрослых изложены в ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на:
- создание и прогресс творческих способностей обучающихся;
- выполнение их потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры поддержания и укрепления здоровья, безопасности в образе жизни;
- правильный выбор в проведении их свободного времени.
Дополнительное образование направлено на предоставлении всего необходимого для адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.