Источники права в сфере пенсионного социального обеспечения
Пенсионное обеспечение — это форма денежного обеспечения граждан государством или иными субъектами в установленных законом случаях.
Государственные бюджетные фонды образуют систему социальной помощи. Из них выплачиваются пенсии по инвалидности, пособия малоимущим, семейные пособия, стипендии.
Источники права социального обеспечения классифицируют по ряду признаков, а именно, по: юридической силе, форме акта, сфере действия, по правовым институтам. Основным источником права социального обеспечения являются законы, приоритетное место среди которых занимает Конституция РФ. Конституция — это юридическая база для всего законодательства, включая сферу социального обеспечения.
Статья 7 характеризует основы конституционного строя по целевой направленности социальной политики. Конституционные предписания переводятся в сферу законодательства о социальном обеспечении посредством создания и разработки процедурных форм их внедрения и способов защиты. Важная юридическая гарантия права гражданина на социальное обеспечение — право обжаловать деятельность и действия государственных учреждений, должностных лиц, предоставляющих социальное обеспечение.
К источникам права социального обеспечения относятся законы смешанного типа, которые регулируют общественные отношения, включенные в предметы разных отраслей. Отдельные нормы социального обеспечения предусмотрены в законодательстве об охране здоровья граждан, в законе о занятости населения и др. Координация вопросов социального обеспечения находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, нормативные и правовые акты в отношении вопросов социального обеспечения принимаются на региональном и федеральном уровне. Исключительная компетенция Федерации:
- определение основ федеральной политики;
- принятие программ в сфере социального развития и обеспечения;
- введение федеральных налогов и сборов, являющихся источником финансирования государственных пенсий, субсидий, пособий, оплаты социальных и медицинских услуг и др.;
- утверждение федерального бюджета.
Дополнительные источники права по социальному обеспечению:
- указы Президента — восполняют пробелы и устраняют противоречия федеральных законов, вводят дополнительные виды обеспечения.
- постановления Правительства — координируют и направляют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов, Указов Президента, обуславливают стратегию социальной защиты некоторых категорий граждан;
- другие акты - министерства и ведомства осуществляют нормотворчество в пределах своей компетенции, разрабатывают инструкции, правила, указы и иные нормативно-правовые акты.
Указом Президента № 1709 от 27.09.2000 года была кардинальным образом реорганизована государственная система пенсионного обеспечения. За Пенсионным фондом РФ и территориальными органами были закреплены полномочия по выплате трудовых пенсий. Указом Президента был утвержден перечень должностей, период работы (службы) при которых назначается пенсия за выслугу лет.
Правительство РФ устанавливает перечни и списки видов работ, должностей, профессий, с учетом которых могут быть назначены досрочные трудовые пенсии.
Основания назначения пенсий
Трудовая пенсия выплачивается в качестве компенсации застрахованному лицу его заработной платы, иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности (в силу возраста, в результате получения инвалидности), а также нетрудоспособным членам семей застрахованных лиц.
Трудовая пенсия по старости назначается гражданам, которые достигли установленного законодательством возраста, имеющим необходимый трудовой стаж (не менее 5 лет страхового стажа). Страховой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности, учитываемая при определении права получать трудовую пенсию и на протяжении которой в Пенсионный фонд выплачивались страховые взносы. Пенсия назначается для компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого ими в период трудовой деятельности.
Трудовая пенсия по инвалидности назначается и производится в зависимости от группы инвалидности, вне зависимости от наличия степени ограничения способности к трудовой деятельности. Пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, имеющим инвалидность I, II, III группы. Установление группы инвалидности и признание лица инвалидом производится учреждениями медико-социальной экспертизы. Законодательство предусматривает возможность пересмотра и перерасчета размера трудовой пенсии без истребования заявления и дополнительного освидетельствования.
Трудовая пенсия по инвалидности назначается при условиях:
- признания гражданина инвалидом;
- при наступлении инвалидности, которая не связана с совершением уголовно наказуемого деяния, умышленного нанесения ущерба и вреда здоровью, что установлено в судебном порядке;
- наличие страхового стажа (хотя бы 1 дня).
Право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, которые состояли на иждивении у умершего кормильца. К нетрудоспособным членам семьи относятся: дети, сестры, братья, внуки, не достигшие совершеннолетия; дети, сестры, братья, внуки, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов независимо от организационно-правовой формы (в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами РФ при соблюдении ряда условий); супруг, родители, бабушка, дедушка, если они достигли 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или являются инвалидами.
Право на пенсию по потере кормильца имеют бабушка, дедушка, родители, супруг умершего кормильца, сестра, брат, ребенок, достигшие совершеннолетия, если они осуществляют уход за лицами, не достигшими 14 лет, имеющими право на получение пенсии по потере кормильца. Указанная пенсия назначается без учета того, состояли ли они на иждивении у умершего кормильца. Рассчитывать на получение пенсии по потере кормильца могут усыновители (наравне с родителями) и усыновленные дети. Несовершеннолетние дети, получающие пенсию по потере кормильца, сохраняют это право и при усыновлении.