Характеристика первобытного общества
Первобытное общество – стадия развития человечества от появления первых сообществ человека разумного до возникновения государства. В современной истории первобытными считаются человеческие сообщества, существовавшие в период 40 000 лет до н. э. – 5 00 лет до н. э.
Можно выделить два этапа первобытного общества.
-
Этап присваивающей экономики, который характеризовался тем, что:
- человек довольствовался «дарами природы» – еще не возникли технологии и основанное на них общественное производство;
- люди объединялись в общины по признаку кровного родства,
- существовало естественное самоуправление жизни общины, в котором участвовали все ее дееспособные члены;
- власть в общине основывалась на авторитете, харизме какого-либо члена общины, старейшины (потестарная власть);
- для подержания социального порядка не требовался специальный аппарат управления и принуждения.
Замечание 1Таким образом, власть в первобытных обществах в период присваивающей экономики носила демократический характер по причине отсутствия имущественных и классовых различий между людьми (так называемый этап «первобытного коммунизма»).
-
Этап производящей экономики. Переход от охоты (собирательства) к ведению сельского хозяйства (земледелию и животноводству), ознаменовавший неолитическую революцию, означал, что:
- в ходе экономической деятельности формировалось имущество и его излишки;
- такое имущество сосредотачивалось в руках верхушки общества;
- вследствие имущественного неравенства появлялись социальные различия между людьми;
- формировались слои и классы;
- стало необходимым возникновение власти для управления в социально неоднородном обществе, и государства, которое для реализации своей воли использовало право.
Особенности социальной организации первобытных сообществ влекли и разницу в используемых регуляторах человеческого поведения.
Социальные регуляторы присваивающей экономики
Основными регуляторами поведения на этом этапе первобытнообщинного строя были:
- религия,
- мораль,
- миф (сказание),
- традиция (обычай),
- право,
- табу.
Отличительной чертой нормативной системы было то, что социальные регуляторы не были отделены друг от друга и существовали в форме мононорм (термин А.И. Першица).
Мононорма – характерный для первобытного общества социальный регулятор, соединявший в себе общесоциальное, религиозное, правовое предписание.
Предметом регулирования мононорм были:
- брачно-семейные отношения;
- разделение труда;
- охота и распределение пищи;
- разрешение споров и ведение войны.
Охарактеризовать мононормы можно следующими чертами:
- содержание – преобладание запретов (к примеру, кровосмешения) и обязываний над дозволениями;
- источник закрепления – мифы, ритуалы, обычаи (устные источники), которые усваивались в ходе воспитания, обучения;
- общинный характер – обязательность для всех членов общины;
- единство моральных, биологических, религиозных, обрядово-ритуальных требований к членам общины;
- направленность на господство коллектива над индивидом, сплочение общины в целях выживания;
- соблюдение норм в силу привычки, отсутствие аппарата принуждения (наказанием нарушителю могло стать изгнание из общины, фактически в то время – обречение на смерть);
- казуистичность (отсутствие обобщающих правил).
Социальные регуляторы производящей экономики
Изменение социальной организации повлекло следующие перемены в нормативной системе:
- расщепление мононорм на нормы морали и нормы права;
- формирование обычного права путем санкционирования сложившихся обычаев государством;
- расширение сферы отношений, регулируемых нормами права;
- усложнение социального регулирования (помимо запретов стали использоваться также дозволение и усмотрение);
- постепенное приобретение нормами классового содержания (отражали не интересы общины, а интересы правящего слоя).
Основными регуляторами на этом этапе были:
- обычаи, которые закреплялись в письменных источниках (к примеру, Законы XII таблиц, стела с Законами Хаммурапи);
- агрокалендари – первые письменные источники, в которых определялся порядок жизни земледельческой общины, обязательные для членов общины;
- предсказания – специфическая форма, в которой закреплялись правовые нормы, связывала определенные действия с наступлением конкретных последствий («гипотеза – санкция»).