Нормативный договор как источник права
Нормативный договор — это соглашение, содержащее общеобязательные правовые нормы и заключенное с участием уполномоченных государственных органов.
Нормативный договор является одним из видов источников права, он санкционирован несколькими субъектами правотворчества, обязателен для выполнения формально неопределенной или многочисленной группой лиц. Нормативный договор может заключаться между государствами (международные договора) или в пределах одного государства (между субъектами Федерации и самой Федерацией).
Нормативные договоры, в отличие от договоров-сделок, не носят разово-индивидуального характера. Стороны, заключающие договор, создают новую правовую норму, выступают правотворческими субъектами. Нормативные договоры, в отличие от нормативных актов, являются результатом соглашения равноправных субъектов и касаются деятельности, которая представляет общие интересы.
В нормативных договорах содержится волеизъявление сторон относительно прав и обязанностей, устанавливается их объём, последовательность реализации, закрепляется согласие выполнять принятые обязательства на добровольной основе. Нормативные договора широко распространены в конституционном, трудовом и гражданском праве, являются проявлением нормативной саморегуляции.
Нормативный договор как источник права должен содержать правовые нормы. Например, договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами власти РФ и исполнительными органами субъектов Федерации; в сфере трудового права — индивидуальные и коллективные договоры.
Нормативный договор — это соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Как источник права нормативный договор имеет наибольшее значение для конституционного и международного права и все больше применяется в сфере трудового и гражданского права.
Признаки и особенности нормативного договора
Нормативные договора обладают общими и собственными признаками и особенностями.
Общие признаки нормативных договоров:
- носит согласительный и взаимно обязательный характер;
- стороны свободно изъявляют свою волю;
- носит эквивалентный, чаще возмездный характер;
- обеспечивается в законодательном порядке.
Собственные признаки и особенности нормативного договора:
- является актом правотворчества;
- содержит нормы права общего и обязательного характера;
- содержит принципы права;
- имеет преимущественно публичный характер.
Достоинства и недостатки нормативного договора как источника права
Как источник права нормативный договор имеет свои достоинства и недостатки, что важно учитывать при его использовании.
Достоинства нормативного договора:
- помогает упорядочить управленческие взаимосвязи, разграничивает и фиксирует предметы ведения, права и обязанности сторон, полномочия;
- способствует достижению компромисса между разными интересами сторон путем согласования всех важных условий договора;
- способствует демократизации управления;
- взаимовыгоден для его сторон;
- способствует росту правосознания субъектов процесса и др.
Основной недостаток договорного регулирования — возникновение определенных сложностей при определении статуса договорных актов в иерархии источников права, когда сторонами договора являются разноуровневые субъекты правотворчества. Вопрос о юридической силе договора появляется при сопоставлении конституционно-правовых (внутригосударственных) договоров и федеральных законов.
Согласно Конституции, с помощью нормативного договора могут регулироваться взаимоотношения внутри субъектов РФ. Нормативным договором могут регулироваться взаимоотношения автономных округов, входящих в состав субъектов РФ (области или края). Такие договора заключаются, с одной стороны, между органами государственной власти автономного округа, и органами государственной власти области или края, с другой стороны.
На основе соглашения о передаче полномочий конкретизируются социальные и экономические задачи, решаемые каким-либо субъектом РФ с участием самой Федерации в рамках исполнительной власти. Договорное распределение компетенции между централизованными органами власти и органами власти субъектов РФ опирается на положения Конституции (ч. 3 ст. 11). Договорное разграничение полномочий получило широкое распространение в 90-е гг. XX в., что было обусловлено отсутствием законодательной регламентации федеративных отношений, определенным «заигрыванием» с субъектами федерации.
Договорных отношений такого высокого статуса нет ни в одном федеративном государстве. В тех странах, где практикуются соглашения между центральным правительством и субъектами федерации (Австрия, Германия), они носят подзаконный вспомогательный характер. В РФ договоры воспринимаются заключившими их регионами как особая индульгенция на невыполнение федеральных законов, а некоторыми республиками (Башкортостан, Татарстан) рассматривается в качестве учредительных актов, принимающих конфедеративный характер отношений с Россией.
Договорное разграничение полномочий и предметов ведения привело к дальней суверенизации субъектов РФ, к неконституционному перераспределению предметов ведения (ст. 71, 72 Конституции), другим нарушениям федерального законодательства. Регионы, вопреки конституционным нормам о равноправии субъектов во взаимоотношениях с центральными органами власти, приобрели разный объем прав и обязанностей. Это в определенной степени дискредитировало договорное регулирование. Принятие поправок к федеральному законодательству несколько изменило ситуацию. Заключать нормативные договора стало возможным только в случаях, если это обусловлено географическими, экономическими и иными особенностями субъекта Федерации.