Сущность и особенности нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт — это акт, письменный государственный документ, содержащий нормы права и регулирующий конкретные общественные отношения.
Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией. Нормативно-правовой акт — это законодательная процедура, включающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, промульгацию и др.
Особенности нормативно-правовых актов:
- содержат нормативные предписания, носят государственно-волевой характер и имеют официальное содержание;
- содержат исключительно нормы права;
- создаются в результате референдума или правотворческой деятельности государства;
- являются общеобязательными к исполнению неопределенным кругом лиц;
- письменная форма объективизации, оформляются в виде официальных государственных документов с необходимыми реквизитами и определением порядка вступления в законную силу.
Нормативно-правовые акты обеспечиваются принудительной силой государства и характеризуются особой иерархией, юридической силой, систематизированностью и дифференцированностью, особым порядком принятия, наличием установленной структуры и формы, нормативностью, многократностью применения, неперсонифицированностью и др.
Правотворческая деятельность (правотворчество) — это подготовка, издание правовых норм, совершенствование или отмена устаревших норм права. Непосредственное правотворчество реализуется посредством проведения референдумов, принимающих или отвергающих в конституционном порядке нормативно-правовые акты, предлагаемые законодательными органами государственной власти. К государственному правотворчеству присоединено нормотворчество общественных организаций, санкционированное государством. Создаваемые общественными организациями нормы права приобретают свойства и качества норм, находящихся под регулированием и охраной государства.
Нормативно-правовой акт — самый распространенный источником права, в частности в странах с континентальной (романо-германской) системой права. Он включает большое количество социально значимых норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения. Все нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила акта определяет его место и значимость во всей системе государственного нормативного регулирования.
Нормативно-правовой акт появляется в результате референдума (всенародного волеизъявления) или вследствие правотворческой деятельности соответствующих государственных органов.
Структура и виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт — это государственный официальный документ, обязательно имеющий название (закон, постановление, указ), наименование органа, который данный акт принял (Президент, парламент, правительство, местные органы власти).
Нормативно-правовой акт обладает внешней и внутренней структурой. Внешняя структура содержит определенные реквизиты, позволяющие отнести данный акт к конкретному виду, определить время принятия акта, момент вступления в силу, кем акт был принят, утвержден, подписан и т.д. В нормативно-правовых актах нормы права сгруппированы по строго определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, параграфы и т.д.). Такая внутренняя структура нормативно-правового акта является результатом продолжительного нормотворческого развития, способствует четкому и последовательному изложению правового материала.
Выделяют отраслевые нормативно-правовые акты (семейное, трудовое, уголовное законодательство и т.д.) и комплексные акты, включающие нормы разных отраслей права, регулирующих определенную сферу общественной жизни (торговое, хозяйственное, морское, военное законодательство и др.).
По субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты законодательных органов (законы);
- акты исполнительной власти (подзаконные акты);
- акты судебной власти (юрисдикционные акты).
Каждый нормативно-правовой акт должен отражать сбалансированную волю общества, определяющую наиболее целесообразный порядок развития и регулирования социально значимых отношений. Общественная воля должна в полной мере отражать как государственные, так и индивидуальные интересы. В общественных отношениях может превалировать государственный (социальный) интерес или личный интерес. Нарушение необходимого паритета интересов снижает эффективность правового регулирования. Волевой источник юридической силы нормативного акта заключается в координировании и согласовании воли субъектов права.
Отличия нормативно-правовых актов от иных источников права
В нормативно-правовых актах зафиксирована непосредственная и прямая связь с государством посредством закрепления его воли. Нормативно-правовой акт имеет всегда официальный характер.
В отличие от иных источников права нормативно-правовые акты обладают общерегулятивной значимостью. Административные, судебные прецеденты, правовые обычаи играют дополнительную, вспомогательную или частную роль в регулировании общественных отношений.
Статьи нормативно-правовых актов конкретно формулируют предписываемые правила поведения, содержат общие предписания и нормы, учитывающие интересы большинства граждан, координирующие их в зависимости от конкретных социальных, экономических, международных или национальных отношений на данном историческом этапе развития.
Юридические прецеденты характеризуются казуистической природой, а правовые обычаи несут неопределенный характер. По сравнению с иными источниками права, в нормативно-правовые акты могут быстро вносится изменения.
В нормативно-правовых актах содержатся нормы права, обладающие государственной обязательностью, поэтому индивидуальные правовые акты к источникам права не относятся.
Нормативно-правовые акты не тождественны источникам правоведения. Сведения о нормах права можно почерпнуть из различных сборников законодательства, произведений юристов, исторических правовых памятников — источников познания правовых норм (но не источников права).