Основные функции прокуратуры РФ
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная структура, в задачу которой входит осуществление от имени государства надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории
Стоит отметить, что система прокуратуры в нашей стране состоит из военной, транспортной, природоохранной прокуратуры и прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и особо охраняемых объектах.
Главная задача прокуратуры России заключается в слежении за соблюдением российского законодательства на всей территории страны.
Среди основных прокурорских функций важное место занимает разрешение обращений в прокуратуру и других жалоб физических и юридических лиц, содержащих информацию о нарушениях законодательства.
Не менее важной функцией прокуратуры нашей страны является уголовное преследование за совершение того или иного преступления. Данная функция предполагает, что у прокурора есть полное право преследовать любого преступника, который совершил преступление, доверять соответствующим следственным органам расследовать любое преступление в рамках своих компетенций, а также выступать в качестве стороны обвинения в уголовном процессе.
Еще одна функция прокуратуры нашей страны - регулирование и контролирование деятельности всех правоохранительных органов в процессе борьбы с преступностью.
Можно выделить и иные функции прокуратуры РФ:
- преследование лиц, которые скрываются или пытаются скрыться после совершения того или иного преступления;
- выражение недовольства в случае формирования противоречащих закону решений, обвинительных приговоров, судебных постановлений;
- участие в процессе формирования тех или иных законов;
- участие в различных заседаниях государственных органов власти РФ и ее субъектов, а также участие в заседаниях, проводимых органами местного самоуправления;
- рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений и иных документов.
Надзор за исполнением законов как функция прокуратуры Российской Федерации
Рассматривая процесс и особенности надзора за исполнением законов, необходимо прежде всего отметить, что объектом такого отраслевого контроля является соблюдение Конституции Российской Федерации и большого количества законов, а также законность публикуемых правовых актов. Стоит отметить, что законов, которые на данный момент действуют в нашей стране, довольно много, и, конечно же, абсолютно все граждане обязаны их соблюдать. Именно для того, чтобы было как можно меньше преступлений, связанных с игнорированием законов нашей страны, прокуратура следит за их исполнением.
Можно выделить следующие объекты, на которые направлена деятельность прокуратуры нашей страны:
- федеральные министерства;
- государственные комитеты;
- федеральные органы исполнительной власти и иные органы исполнительной власти;
- представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов нашей страны;
- местные органы власти;
- органы военного управления;
- контрольные органы;
- субъекты общественного контроля, которые обеспечивают соблюдение прав человека в приватизационных странах и оказывают содействие лицам в приватизационных странах;
- руководство торговыми и некоммерческими организациями и иные руководящие органы.
В связи с довольно большой широтой охвата рассматриваемой отрасли прокурорского надзора на практике выделяются близкие дополнительные направления (подсекторы), например, контроль за соблюдением законов в социальной сфере, в сфере исполнения закона о несовершеннолетних, в сфере экологического законодательства и др.
Закон "О прокуратуре" (Статья 21), устанавливающий право и обязанность прокуроров осуществлять контроль за законностью правовых актов, не указывает то, какие законы и виды правовых актов должны соблюдаться.
Контроль за исполнением законов бывает трех видов, в зависимости от объекта контроля и имеющихся прокурорских полномочий.
Контроль за исполнением закона, который предполагает обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, а также исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации министерствами и ведомствами Российской Федерации, представительными органами и органами исполнительной власти субъектов нашей страны, органами местного самоуправления, военными, правоохранительными и надзорными органами самостоятельно.
Исполнение законов Федеральным Собранием Российской Федерации, президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судебными органами прокурорского контроля не осуществляется.
Второй вид направления - это прокурорский надзор за исполнением законов со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную, следственную и досудебную деятельность.
К компетенции прокурора в этой области относятся: контроль за ведением уголовных дел, выдача письменных поручений, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении процессуальных мер, принятие обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд, а также закрытие уголовного дела.
В компетенцию прокурора при осуществлении надзора за вышеописанными действиями входит обязанность предоставлять оперативные и служебные документы, осуществлять незаконную и необоснованную оперативно-розыскную деятельность. Прокурор предъявляет материалы, протестует, требует проверки высшими правоохранительными органами, возбуждается уголовное дело по факту преступного нарушения закона.
Отдельно выделяется надзор прокуратуры нашей страны за выполнением и соблюдением законов теми органами и учреждениями, которые самостоятельно исполняют, формируют, оглашают различные приговоры, а также выделяется надзор за исполнением абсолютно всех имеющихся обязательных мер, которые были сформированы судебными органами тех стран, которые задерживают подозреваемых и лиц, содержащихся под стражей.