Международные стандарты уголовно-исполнительной деятельности
Международные стандарты обращения с заключенными, т. е. уголовно-исполнительной деятельности — это принципы, нормы и рекомендации, принятые на международном уровне касательно исполнения уголовных наказаний, деятельности уголовно-исполнительных органов и учреждений.
С разной степенью обязательности и категоричности все эти стандарты определяют направления внутригосударственной уголовной и исполнительной политики.
Международные стандарты обращения с заключенными основываются на нормах международного гуманитарного права. Они содержат ряд юридических гарантий соблюдения прав человека, например, «Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (ст. 1 Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.). Минимальные стандартные правила (2015 г.), определяют минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми для содержания заключенных.
На осуществление норм, принципов, рекомендаций, образующих международные стандарты, значительное влияние оказывает многообразие правовых систем разных стран, их политических, социальных, географических и экономических условий. Степень их реализации, фактический уровень признается международным сообществом важным критерием развития правовой системы государства.
Международные стандарты могут приниматься в отношении некоторых категорий осужденных: несовершеннолетних, женщин, а также в отношении отдельных профессиональных групп сотрудников пенитенциарных учреждений.
Межгосударственные договоры (конвенции, пакты) по источникам происхождения или по форме юридического выражения отличаются от актов, принятых правительственными (ООН и ее рабочие органы) и неправительственными («Международная амнистия») международными организациями.
От источника происхождения международных стандартов зависит степень их обязательности. Межгосударственные международные договоры обязательны для подписавших и ратифицировавших их государств.
В международном праве различают договоры:
- «самоисполнимые», действующие при изменении национального законодательства, или непосредственно, когда законодательство государства противоречит ратифицированному договору или же имеет пробелы по данному вопросу;
- «несамоисполнимые», требующие для реализации соответствующего изменения законодательства (положения договоров, определяющих преступность конкретных общественно-опасных деяний).
Значительная часть международных стандартов в сфере исполнения наказаний обладает рекомендательным характером, что отражено в их содержании. Они применяются с учетом экономических, политических и социальных условий каждого государства, целей и задач системы правосудия. Акты международных неправительственных организаций являются рекомендательными.
Классификация международных стандартов, применяемых при исполнении уголовных наказаний
Классификация международных стандартов при исполнении уголовных наказаний возможна по разным основаниям:
- Территориальный масштаб действия - общемировые (документы, принятые ООН, ее органами — Социальным и Экономическим Советом, Международными конгрессами по предупреждению преступности, Правила Манделы и др.) и региональные (акты, принимаемые Советом Европы и др.) международные стандарты.
- По степени общности — универсальные и специальные стандарты. Универсальные относятся в целом к правам человека и только иногда определяют специфическое положение лица в системе уголовного наказания (Конвенция ООН против пыток 1984 года). Специальные стандарты предусматривают положения по исполнению наказаний.
- По обязательности для государств — обязательные нормы, принципы и общие положения. К нормам относятся правила, регулирующие правоотношения между объектом и субъектом. Нормы являются основой для всех институтов уголовно-исполнительного законодательства, носят обязательный или рекомендательный характер.
Значение и функции международных стандартов исполнения уголовных наказаний
Основные функции международных стандартов исполнения уголовных наказаний:
- Информационная функция. Содержащиеся в международных стандартах положения аккумулируют, обобщают и доводят до сведения законодателей и правоприменителей мировой опыт
- Стимулирующая функция. Тесно связана с информационной функцией. Международно-правовые акты оказывают стимулирующее действие в уголовно-исполнительной деятельности в силу самого факта своего существования и ввиду отраженных в них способов, алгоритмов, образцов решения конкретных правоприменительных и законодательных проблем.
- Координационная функция. Достижение единства между государствами посредством гармонизации национального законодательства.
- Конкретные международные акты (в частности, ратифицированные международные договоры) являются актами прямого действия, несут непосредственное правоприменительное значение. Международно-правовые акты, при отсутствии прямого действия, реализуются опосредованно, путем изменения текущего законодательства. Отсылка к соответствующим международным договорам показывает интерпретационную рол международно-правовых основ стандартов уголовно-исполнительной деятельности.
Принципы, нормы, рекомендации международных стандартов имеют научное значение. Во многих документах содержатся разделы или отдельные положения о стимулировании научных разработок в соответствующих областях. Так, согласно «Токийским правилам» (ст. 20.3, 1990 г.) механизмы сбора информации и проведения исследований должны быть включены в систему уголовного правосудия для сбора и анализа данных и статистических показателей. Международные акты и проблемы их реализации являются предметом научных изысканий.