Формирование современного международного права Финляндии
Известно, что международное право не задает основы направленности в том, как государства должны "связываться" его нормами, каким образом обязательства международного характера должны имплементироваться в границах национальной системы права. Данные вопросы регламентируются самими государствами, именно в собственных конституциях. Но правовые системы государств подвергаются серьезному воздействию извне, ярким примером тому служит право Европейского союза, которое оказывает непосредственное влияние на право его стран-участниц.
По мнению Т. Оянен, за последние десять лет конституционное право Финляндии представлено весьма динамичной «живой» материей, которая чутко реагирует на тенденции международного и европейского права. Это связывается с соединением Финляндии и Европейского союза в 1995 году.
Существовала необходимость перераспределения полномочий органов государственной власти во внешнеполитической сфере и отношений с Европейским союзом. Данное обстоятельство влечет за собой возникновение необходимости принятия ново Конституции Республики. Базисы современного соотношения права Финляндии и международного права закрепляются в Конституции 1999 года.
С того момента, как была принята Конституция, в нее множество раз были внесены конституционные поправки по разнообразным вопросам. Внесение поправок обуславливалось необходимостью приведения национального права в соответствие с международным, европейским правом.
Развитие международного права Финляндии
Стоит обратить внимание с точки зрения соотношения национального и международного права на следующую конституционную поправку. В 2011 году Эдускунта (Парламент) одобрил правительственный законопроект «О внесении поправок в Конституцию Финляндии» по усовершенствованию конституционной регламентации взаимного отношения Финляндии с Европейским союзом, а так международными организациями, возрастанию собственной роли в данном процессе. Важнейшие изменения вносились в главу 8 Конституции Финляндии, именуемую «Международные отношения», которая представляется ведущей в сфере компетенции государственных органов в области международных вопросов, принятия, вступления в силу в государстве международно-правовых обязательств в делах, которые связаны с Европейским Союзом. Данная поправка получила свою силу с 1 марта 2012 года.
Как раз с того же момента отмечаются немаловажные изменения в области взаимного действия Финляндии с Евросоюзом.
Названной поправкой в § 1 Конституции включалось положение о том, что Финляндия - член Европейского союза, следует отметить, что в более ранние периоды членство в ЕС в конституциях не закреплялось. Этой же поправкой вносился ряд других важнейших изменений по вопросам Европейского Союза:
- предусматривалось право голосования на выборах Европейского парламента- § 14;
- регламентировались обязанности премьер-министра по делам Европейского Союза - § 66;
- устанавливались особенности принятия и вступления в силу международно-правовых обязательств - § 94, 95.
Также важно, что данная поправка внесла право «гражданской инициативы» в § 53, которая именована «Референдум и гражданская инициатива». Теперь по Конституции группа, содержащая в себе не менее 50 тысяч имеющих право голоса граждан Финляндии, имеет права внесения в Парламент законодательной инициативы в порядке, который предусмотрен Законом Финляндии «О гражданской инициативе» от 2012 года, в него же были имплементированы положения Регламента Совета ЕС N 211/2011.
Пункт 2 § 94 излагался в новой редакции. В нем отмечено, что вопросы, содержащиеся в пункте 1 этого параграфа, должны решаться большинством голосов членов, входящих в Эдускунты. Но, если же предложение о принятии обязательств касается Конституции либо изменений территории государства либо же значимой с точки зрения суверенности Финляндии отдачи полномочий Европейскому союзу, международной организации либо международному органу, оно может приниматься большинством не менее 2/3 от общего числа голосов. Это международное обязательство не должно создать угрозы демократическим основам Конституции. До 2012 года пункт 2 не имел положения, касающегося передачи полномочий Европейскому союзу, международной организации либо международному органу.
Начиная с 1 марта 2012 года, § 95 тоже действует в обновленной редакции. Согласно пункта 1 § 95 включенные в сферу законодательства предписания международных договоров и других международных обязательств, вступают в действие при помощи закона, а другие международные обязательства – при помощи постановления. В предшествующей редакции последние вступали в действие при помощи постановления президента, обновленная редакция расширяла понятие «постановления», включая в него также постановления Правительства. Этим образом, обновляющая поправка сокращала объемы компетенции президента в этой части, при этом увеличивая роль Правительства Финляндии в имплементации международно-правовых норм.
К примеру, рассмотрим, Постановление Правительства Финляндии от 17.012013 года «О введении в действие Соглашения и Протокола об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в Республике Уругвай". Положения указанных Соглашения и Протокола вступают в законную силу с 25.01.2013 года. В этой связи начинает свое действие поправка 288/2012 к Закону «О налоговых сборах и возвратах» 2005 года, вносящая в Закон корректировки, которые являются необходимыми для имплементации Соглашения и Протокола. Немногим раннее для подобных случаев было необходимым постановление президента.
Таким образом, слишком заметна достаточно широкая палитра способов и форм имплементации международного и европейского права в Финляндии. Они проявляют наиболее значительные конституционные изменения в сфере международного сотрудничества Финляндии и Европейского союза, их конституционную детализацию и развитие.