Общие положения об институте гражданства
Гражданство является одним из важнейших институтов права, которые закрепляют правовое положение личности в обществе и государстве. Значение гражданства является важным и дискуссионным вопросом конституционного права России.
Понятие термина «гражданство» содержится в преамбуле Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009).
Гражданство – это устойчивая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Исходя из предложенного законодателем определения прослеживается главный юридический критерий гражданства – его устойчивость. Оно является таковым в связи с тем, что права и обязанности, которые в нем содержатся, также сохраняют позицию устойчивости.
Фактическое проживание человека на территории определенного государства не влияет на его гражданство. Так, в одном из судебных актов Конституционного суда РФ признан неконституционным п. «г» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в той части, в какой неопределенность его положений позволяет применять процедуру регистрации, т. е. приобретения российского гражданства, в отношении лиц, которые имеют на него право по рождению.
Для того, чтобы полноценно раскрыть сущность института гражданства, необходимо рассмотреть его отличительные характеристики, то есть принципы. Как известно, принципы означают основополагающие начала, идеи, которые лежат в основе определенного института. То есть, они являются базой, отправной точкой функционирования института гражданства. Проанализировав российское законодательство, можно выделить следующие принципы гражданства:
- сохранение гражданства РФ для лиц, проживающих за пределами РФ;
- равное и единое гражданство на всей территории страны;
- недопустимость отнятия гражданства и выдачи российского гражданина другому государству и пр.
Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
Как и любое правоотношение, гражданство имеет перечень условий для своего возникновения. В науке конституционного права такие условия принято называть основаниями приобретения гражданства.
Законодатель в статье 11 Закона о гражданстве закрепил основания приобретения гражданства. К ним относятся:
- филиация (приобретение гражданства по рождению);
- натурализация (принятие иностранным гражданином или лицом без гражданства гражданства РФ);
- восстановление в гражданстве;
- иные основания получения гражданства.
Очевидно, что самый распространенный способ – это получение гражданства по рождению. Такой способ реализуется на основе двух принципов: «права крови» и «права почвы». В российском законодательстве применяются оба этих принципа с преимуществом первого.
Для получения гражданства путем натурализации законодательство РФ устанавливает специальные условия. Первое из них говорит о необходимости проживания на территории РФ непрерывно не менее 5 лет, а также отсутствия выездов за границу более чем на 3 месяца в течение года. Также необходимы знания Конституции РФ и российского законодательства. Претендент, желающий получить гражданство РФ, должен иметь законный источник заработка на территории РФ и владеть русским языком. Чтобы установить факт достаточного владения русским языком, кандидат должен пройти собеседование в специальных комиссиях при МВД, которые признают лицо, владеющим русским языком по определенным критериям.
В отношении некоторых категорий лиц применяется упрощенный порядок приобретения гражданства РФ.
Статья 18 Закона о гражданстве содержит в себе основания прекращения гражданства РФ: выход из гражданства РФ и иные основания, предусмотренные законодательством РФ или международными источниками права. Выход из гражданства – это добровольное волеизъявление гражданина, которое предполагает отказ от гражданства РФ.
Существует два вида процедур по выходу из гражданства.
- Общий порядок.
- Упрощенный порядок
В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека любое лицо может изменить свое гражданство, но не может быть лишено гражданства принудительно. Общий порядок выхода из гражданства применяется в отношении лиц, проживающих в пределах РФ, при соблюдении следующих условий: собственное волеизъявление, отсутствие препятствующих выходу обстоятельств. Упрощенный порядок выхода из гражданства может быть применен при таких же условиях, но только в отношении тех лиц, которые проживают не на территории РФ.
Однако, есть случаи, когда гражданин не может в добровольном порядке выйти из гражданства РФ. Например, если он имеет неисполненное перед РФ обязательство, имеет статус обвиняемого лица и т. п.
Таким образом, можно заметить, что перечень оснований приобретения и прекращения гражданства довольно широкий и предполагает несколько способов и различных порядков, каждый из которых содержит необходимые условия.
Правовой статус беженцев
Любые международные политические, экономические и социальные кризисы всегда характеризуются массовым переселением большого числа граждан. Отсюда возникает потребность регулировать статус таких лиц.
Российское законодательство таких лиц делит на две группы:
- Беженцы.
- Вынужденные переселенцы.
Беженец – это лицо с особым правовым статусом, которое не является гражданином РФ и которое вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по определенным причинам находится вне территории своей страны и не может или не хочет пользовать защитой своего государства.
Лицо, не являющееся гражданином РФ и желающее быть признанным беженцем, может ходатайствовать о признании его таковым. Очевидно, что граждане РФ не могут быть отнесены к беженцам. Помимо граждан РФ есть ряд лиц, которые также не могут получить статус беженцев. Законодательно к таким лицам принято относить:
- лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира или человечества;
- лиц, которые совершили тяжкие преступления вне территории РФ;
- лиц, которые совершили деяния, противоречащие основным принципам ООН;
- лиц, которые связаны обязательствами с другими государствами;
- лиц, которые уже пользуются защитой других организаций.
В качестве вынужденного переселенца может быть признан гражданин РФ, который покинул место своего проживания на территории РФ или на территории другого государства. Российское законодательство регулирует статус таких лиц специальным законом – Федеральный закон от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах».