Общие сведения о СМИ
Средства массовой информации (СМИ) — это понятие, в рамках которого объединяются все существующие каналы доведения сведений до общественности, например, пресса, различного рода книжные издательства, а также агентства печати, радио, телевидение и т.д. Таким образом, под СМИ понимают социальные институты, основной задачей которых является сбор, обработка и распространение информации в массах.
Среди наиболее распространенных видов СМИ можно выделить следующие:
- радио, оказывающее акустическое, словесно-звуковое воздействие на общественность;
- печать, оказывающая словесное и графическое воздействие на общественность;
- кино, оказывающее художественно-образное воздействие на общественность;
- телевидение, оказывающее интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие на общественность;
- компьютерные технологии (сеть интернет), под которыми понимают оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие с информационными потоками.
На сегодняшний день наибольшими возможностями влияния на массы обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Так, например, телевидение дает возможность обеспечивать условную «доставку на дом» готовой программы, репортажа, снятого непосредственно в момент свершения события, домашний просмотр предоставляет людям возможность непроизвольно и естественно поглощать предлагаемые сведения.
СМИ в избирательном процессе
На современном этапе развития на СМИ возложено несколько функций в рамках избирательного процесса:
- СМИ играют роль канала информировать электората;
- СМИ выступают в качестве одного из инструментов предвыборной агитации;
- СМИ являются средством контроля общественности.
На сегодняшний день в рамках отечественного законодательства отдельно рассматривается использование СМИ в избирательной кампании и непосредственное участие СМИ в избирательной компании. Если говорить об использовании СМИ, то под ним подразумевается, что они играют роль в некотором роде производителей массово-информационных услуг, а непосредственное участие СМИ определяет их прежде всего как независимый институт демократии.
Довольно часто СМИ используются избирательными комиссии для информирования граждан о зарегистрированных кандидатах.
Таким образом, в данном контексте СМИ призваны решить следующие задачи:
- информирование, которое на современном этапе развития может быть реализовано как форме официального опубликование решения о проведении выборов, так и в форме воспроизведении каких-либо документов, которые непосредственно связаны с проведение избирательной кампании, при этом обязательность публикации возложена на органы государственной власти;
- оповещение. На сегодняшний день на законодательном уроне четко не отграничивается опубликование от оповещения. В действительности СМИ довольно часто используются именно для оповещения, т. е. для публикации информации, которая не носит официального характера, а, следовательно, не порождает каких-либо последствий юридического характера;
- освещение избирательной кампании (следует отметить, что освещение реализуется СМИ самостоятельно и независимо).
- предоставление печатных площадей и эфира для агитации как на платной, так и на безвозмездной основе.
Рассмотрим классификацию видов СМИ в рамках избирательного процесса.
Уполномоченные СМИ представляют собой периодические печатные издания, в качестве учредителей которых выступают органы государственной власти, а также СМИ, которые финансируются не менее чем на 15 % за счет средств бюджета (на время проведения предвыборной кампании).
Уполномоченные СМИ выполняют следующие функции:
- обеспечивают кандидатам абсолютно равные условия проведения агитации;
- предоставляют избирательным комиссиям возможность разместить печатную информация;
- предоставляют избирательным комиссиям эфирное время на безвозмездной основе для информирования избирателей;
- предоставляют кандидатам бесплатное эфирное время в прайм-тайм.
Помимо того, уполномоченные СМИ обязаны:
- резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами;
- выделять бесплатную печатную площадь для кандидатов (общероссийские – не менее 5 % от объема еженедельной печатной площади, которая распределяется между кандидатами в равных долях путем жеребьевки);
- резервировать печатную площадь для проведения платной предвыборной агитации;
- публиковать информацию, которая предоставляется цик и прочими избирательными комиссиями о поступлении и расходовании финансовых ресурсов из избирательных фондов.
Специализированные СМИ представляют собой как частные, так и государственные СМИ, которые в большей степени не являются ориентированными на политические темы и которые имеют право отказать в публикации агитационных материалов. Для них в рамках избирательного права определяется следующее правило: отказаться от участия в избирательной компании вправе СМИ, которые выходят не чаще одного раза в неделю, а также СМИ эротического характера.
Ангажированные СМИ, которые учреждаются непосредственно кандидатами или же различного рода избирательными объединениями, освобождены от обязанности предоставлять печатную площадь на равных условиях кандидатам, а также от обязанности не допускать обнародование сведений, которые каким-либо образом могут нанести ущерб чести, достоинству зарегистрированных кандидатов.