Правовой статус прокуратуры РФ
Прокуратура РФ — это орган государственной власти, федеральная централизованная система, обладающая особым статусом, являющаяся элементом особой системы «сдержек и противовесов» в вопросах разделения властей, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на территории РФ законов. Прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование, координацию деятельности ОВД по борьбе с преступностью.
Правовая основа деятельности прокуратуры — Конституция РФ, Закон «О прокуратуре РФ». Воздействие на органы прокуратуры любых органов и лиц (федеральных органов, органов власти субъектов РФ, органов общественных объединений, местного самоуправления, представителей и органов средств массовой информации, любых должностных лиц) с целью оказать влияние на принимаемое прокурором решение, воспрепятствовать его деятельности (в любой форме) недопустимо и ведет к ответственности.
Система Прокуратуры РФ
Система прокуратуры выстраивается в соответствии с административно-территориальным и государственным устройством, установленных Конституцией.
В систему прокуратуры РФ входят:
- Генеральная прокуратура;
- управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах (восьми);
- прокуратуры субъектов Федерации;
- прокуратуры городов и районов;
- военные прокуратуры (прокуратуры военных округов, гарнизонов, армий, флотов и др.);
- специализированные прокуратуры (природоохранные прокуратуры, органы по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях);
- транспортные организации;
- образовательные и научные учреждения;
- редакции печатных изданий органов прокуратуры.
Создание и функционирование органов прокуратуры, которые не входят в систему прокуратуры РФ, возможно только с согласия высших органов законодательной власти. Право образования новых прокуратур принадлежит Генеральному прокурору. Необходимость их образования может быть вызвана образованием новых районов, изменением административно-территориального деления, структуры Вооруженных Сил и др.
Генеральная прокуратура РФ — это высшее звено органов прокуратуры, включающая на правах управления Главную военную прокуратуру. В состав Генеральной прокуратуры входят первый заместитель и другие заместители Генерального прокурора, которые назначаются Советом Федерации по его представлению. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия, выполняющая функции совещательного органа, работает Научно-консультативный совет, созданный для решения вопросов, связанных с деятельностью органов прокуратуры.
Функции прокуратуры федеральных округов:
- координация деятельности правоохранительных органов, расположенных на территории федерального округа;
- надзор за исполнением федеральными органами, органами контроля и должностными лицами законодательства;
- надзор за соблюдением прав и свобод гражданина органами контроля, федеральными округами, должностными лицами;
- надзор за исполнением федеральными органами законодательства в округах, которые осуществляют предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность и дознание, региональными управлениями по борьбе с преступностью, региональными отделами следственного комитета МВД;
- ведение уголовных дел о самых опасных, общественно значимых преступлениях.
Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним специализированные и военные прокуратуры, возглавляют прокуроры соответствующего уровня.
Полномочия органов прокуратуры:
- прокурорский надзор;
- участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;
- координация работы ОВД по борьбе с преступностью;
- участие прокуроров в правотворческой деятельности;
- международное сотрудничество.
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров (уполномоченных должностных лиц), осуществляемая от имени государства с целью обеспечения единообразного применения и исполнения законов на всей территории РФ.
Благодаря такому надзору происходит:
- своевременное выявление нарушений закона, и принятие мер, направленных на устранение условий и причин, им способствующих;
- устранение нарушений законодательства;
- привлечение к законодательно установленной ответственности виновных лиц.
Целью прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона, свобод и прав человека, суверенных прав РФ, прав субъектов Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений, политических и общественных учреждений и организаций.
Надзор осуществляется за:
- исполнением законодательства;
- соблюдением прав и свобод человека;
- исполнением законодательства органами, которые осуществляют предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
- исполнением законодательства должностными лицами администраций учреждений и органов пенитенциарной системы.
Прокуратура, осуществляя свою деятельность, не может подменять какие-либо государственные органы, или вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки должны проводиться на основании имеющихся сведений и сообщений о нарушениях законности, требующих только прокурорского реагирования.
К предмету общего прокурорского надзора относится: соблюдение Конституции, исполнение законодательства, действующего на территории РФ различными государственными комитетами, федеральными министерствами, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными и законодательными органами госвласти субъектов Федерации, органами военного управления, местного самоуправления, органами контроля, соответствующими должностными лицами, руководителями и органами управления коммерческих (некоммерческих) организаций; соответствие правовых актов законам.
Прокурор при осуществлении прокурорского надзора должен:
- выявить возможные нарушения законодательства;
- установить условия и причины нарушения законов;
- принять меры к устранению условий и причин, способствующих нарушению законов;
- принять меры по устранению любых нарушений законов;
- установить круг лиц, которые допустили нарушение закона;
- принять меры по привлечению допустивших нарушения законов лиц к ответственности.