Конституционно-правовые основы и принципы организации и деятельности правоохранительных органов
Конституционно-правовой статус правоохранительных органов – это определенные в законодательных и подзаконных актах основные принципы организации и деятельности, цели, задачи и пределы компетенции органов внутренних дел (ОВД).
Среди правоохранительных органов ОВД отличаются особой близостью к населению, ролью первопроходцев при встречах с противоправными, антиобщественными проявлениями; подконтрольностью всем ветвям политической власти, главным образом, судебной, прокуратуре, муниципальным органам и населению.
ОВД в качестве структурных элементов механизма государства, наделены властными и принудительными полномочиями для выполнения своих функций, обладают собственной сферой и областью занятий, именуемой предметом ведения. Свои компетенции правоохранительные органы реализуют через издание нормативных и иных правовых актов (инструкций, приказов, уставов, указаний, положений, правил и др.).
Конституционные принципы, обуславливающие организацию и деятельность правоохранительных органов:
- формирование по поручению народа ОВД органами власти;
- территориальная организация структур;
- самостоятельность;
- сочетание централизма и децентрализации;
- гласность, гуманизм, законность в организации и функционировании;
- разграничение полномочий и предметов ведения с органами государства иными и правоохранительными органами;
- презумпция невиновности и добропорядочности;
- использование в своей деятельности наряду с русским языком национальных;
- осуществление государственно-властных полномочий в интересах защиты и охраны прав и свобод человека;
- сочетание мобильности и устойчивости;
- опора на институты гражданского общества и широкие слои населения.
Органы внутренних дел выступают отраслевой подсистемой государственного управления (входят в систему органов исполнительной власти) и одновременно правоохранительным органом (в систему правоохранительных органов). Основная задача ОВД – реализация принципов и норм Конституции, законов и конституций субъектов РФ, федеральных законов, Указов Президента и президентов субъектов Федерации, решений соответствующих органов исполнительной власти, относящихся к их компетенции.
Деятельность правоохранительных органов направлена на сдерживание антиобщественных, противоправных явлений.
Содержание предмета деятельности и функции правоохранительных органов
В содержании предмета деятельности правоохранительных органов выделяют:
- правонарушения (проступки и преступления), отнесенные к их ведению законодательством;
- последствия противоправных общественно-опасных деяний – моральный, материальный, физический ущерб или вред, деформированное правосознание и другие, входящие в предмет ведения ОВД;
- социальные услуги, прямо отнесенные к ведению ОВД по действующему законодательству, следуют ввиду необходимости охраны и защиты законных интересов;
- условия и причины конкретных правонарушений, способствующие их совершению.
Органы внутренних дел, как отраслевая подсистема управления, осуществляет следующие функции:
- исполнение Конституции и законодательства;
- организационное и управленческое воздействие на отношения внутри общества, их участников (внешнее и внутреннее управление);
- распоряжение людьми, ресурсами, их организация на решение поставленных задач;
- контроль за соответствием поведения, деятельности людей в соответствии и на основе с правовым предписанием.
Во внутренней сфере осуществляется организация функционирования разных органов подразделений и служб, управление личным составом (средствами и силами), реализующими задачи по обеспечению общественной и личной безопасности, пожарной безопасности, общественного порядка, вневедомственной охраны, безопасности дорожного движения, исполнению наказаний, борьбе с преступностью, профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних лиц, защите их прав и т. д.
Конституционные основы системы правоохранительных органов
Во внешней сфере деятельности правоохранительных органов реализуются задачи в виде административно-исполнительной деятельности, обнаружения, выявления, расследования и раскрытия преступлений, уголовно-исполнительной, оперативно-розыскной, охранной и иных видов деятельности.
Внешняя и внутренняя сферы управленческой деятельности тесно связаны между собой, являются разными сторонами одного процесса, в процессе которого реализуются меры по формированию и укреплению внутреннего правопорядка. Внутренняя деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение внешней деятельности, основная цель которой – обеспечение прочного правопорядка, выступающего в виде реализованного права или состояния соответствия общественных отношений правовым закона и Конституции.
К полномочиям Правительства РФ относится помимо прочего обеспечение законности, прав и свобод человека, охране общественного порядка, собственности, борьбе с преступностью. Эти полномочия Правительство реализует через правоохранительные органы, в систему которых входит Министерство внутренних дел. Все полномочия выступают функциональными особенностями ОВД наряду с иными правоохранительными органами (прокуратурой, судом, нотариатом, юстицией, налоговой полицией, ФСБ, таможней и др.).
Приоритетное значение в условиях становления и формирования правового государства, свободного гражданского общества приобретает создание механизма защиты свобод и прав человека, что определяет способы и содержание осуществления полномочий (прав и обязанностей) сотрудников ОВД. Основные усилия направлены на охрану и защиту всех форм собственности, участие в охране природы, что позволяет обеспечить конституционно-правовой статус личности, так как в основе большинства нарушений данного статуса находятся отношения собственности.