Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

Значение конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения

Замечание 1

На основании ст. 65 Конституции РФ в составе России находится 85 субъектов. Статус субъектов определяется не только конституционными нормами Основного закона, но и нормами уставов (конституций субъекта РФ), которые принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ (ч. 2 ст. 66 УК РФ).

Выступая в качестве субъекта РФ, край, область, город федерального значения имеют право принимать не только свои уставы, но и свои законы, иные нормативно правовые акты. Данные акты могут приниматься по вопросам совместного ведения федерации и субъектов Российской Федерации. Если имеются противоречия между актами субъекта и федеральными законными, то коллизии могут разрешаться в пользу законов субъекта РФ.

В уставе осуществляется закрепление конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения. Также устав предусматривает вопросы организации государственной власти, порядка осуществления нормотворческой деятельности, административно-территориального деления региона, вопросы организации местного самоуправления. Все края и области имеют свои административные центры. Кроме того, субъект располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Границы между ними и другими субъектами могут изменяться только с согласия субъекта.

Законодательные и представительные органы субъектов РФ выступают в качестве постоянно действующих, высших и единственных органов законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование субъекта РФ устанавливается уставом конкретного субъекта РФ или конституцией субъекта. Анализ устава территориальных субъектов РФ позволяет говорить о отсутствии разнообразия в названии законодательных / представительных органов государственной власти. Чаще всего такие органы называются законодательным собранием, государственной думой, областной думой, думой края и т.д.

«Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Срок полномочий депутатов законодательного органа устанавливается уставом конкретного субъекта РФ, однако не может превышать пяти лет. Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, их число устанавливается регионом самостоятельно. Кроме того, на основании норм Конституции субъекты РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре основного закона страны.

Правовой статус субъектов РФ

Ряд вопросов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В частности, это следующий круг вопросов:

  • Законодательное регулирование, в том числе административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.
  • Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата.
  • Вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
  • Разграничение собственности субъектов РФ и Российской Федерации.
  • Актуальные вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экономической безопасности, особо охраняемых природных территорий, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
  • Вопросы воспитания, образования, науки, культуры, охраны исторических памятников, вопросы здравоохранения, защита семьи материнства, отцовства и детства.
  • Вопросы осуществление мер по борьбе с катастрофами, чрезвычайными ситуациями, ликвидацией их последствий.
  • Актуальные вопросы владения земельными участками, сооружениями и помещениями.

Автономная область и автономные округа имеет особый конституционно-правовой статус. Так, законодательным и исполнительным органам предоставлена исключительная возможность иметь федеральный закон о своем статусе. Как правило, автономные округа отличаются особым национальным составом и бытом населения. Это форма национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Современное федеративное устройство РФ

Согласно Конституции РФ, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Высшее должностное лицо региона чаще всего является и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Каждый регион имеет свой устав, систему исполнительных органов власти, парламент, свое региональное законодательство. Кроме того, субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента – в Совете Федерации. Во взаимоотношениях друг с другом все субъекты равноправны между собой. Конституция РФ не предусматривает право субъекта на выход из состава страны.

Регионы имеют свою кодировку, согласно которой им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей. Например, цифровые обозначения имеются на регистрационных знаках транспортных средств.

В настоящее время состав субъектов РФ регулярно меняется. Так, 1 июля 2012г. территория Москвы была увеличена в 2,4 раза за счет сопредельных районов Московской области. Также, 18 марта 2014 г. были образована Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Имеются и другие примера преобразования федеративного устройства России. В настоящее время проводится работа по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Предлагается также объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область в Петербургскую губернию, Москву и Московскую область в Московский федеральный округ и т.д. В настоящее время данные вопросы обсуждаются.

В состав Российской Федерации также может быть принят новый субъект. После предложения о принятии новых территорий в состав РФ президент уведомляет о данном случае российский парламент и правительство, проводит с ними необходимые консультации. Само принятие осуществляется путем заключения соответствующего договора, где устанавливаются наименование и статус субъекта, актуальные вопросы приобретения российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство субъекта, вопросы действия российского законодательства и функционирования органов власти на новых территориях. После подписания такого договора Президент РФ направляет его на рассмотрение в Конституционный Суд. Получая от него положительное заключение, он вносит в российский парламент соответствующую документацию.

Дата написания статьи: 22.03.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot