Сущность понятия «коммерческая тайна»
Коммерческая тайна — это особый режим конфиденциальности информации, предоставляющий право ее обладателю защитится от неоправданных расходов, увеличить доходы, сохранить на рынке товаров, услуг, работ свое положение или получить какую-либо иную коммерческую выгоду при возможных или существующих обстоятельствах.
Правовая природа и сущность понятия «коммерческая тайна» определяются ФЗ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018).
Основные признаки коммерческой тайны:
- конфиденциальный характер информации;
- возможность получить определенную выгоду при использовании информации, представляющей коммерческую тайну.
Признаки информации, составляющей коммерческую тайну:
- обладатель информацией принимает меры к защите и охране ее конфиденциальности;
- к информации отсутствует свободный доступ;
- информация несет действительную или потенциальную ценность в коммерческой сфере в связи с наличием третьего лица.
Законодательное регулирование коммерческой тайны
ФЗ о коммерческой тайне определяет порядок и условия режима конфиденциальности информации, мер по защите коммерческой тайны, которым должен следовать ее обладатель (ч. 1 ст. 10).
Правила и меры обеспечения конфиденциальности информации включают:
- ограничение доступа к данным и информации, представляющей коммерческую тайну, посредством установления порядка обращения с данной информацией и контроля за соблюдением данного порядка;
- определение перечня информации, включенной в коммерческую тайну;
- регулирование правоотношений по использованию коммерческой тайны сотрудниками на основании трудовых договоров, или контрагентами на основании гражданских правовых договоров;
- учет граждан, имеющих доступ к информации, представляющей коммерческую тайну, а также граждан, которым данная информация была предоставлена или передана;
- нанесение грифа «Коммерческая тайна», указание обладателя данной информации на материальные носители, или включение ее в состав реквизитов документов.
Считается, что режим коммерческой тайны является установленным, если обладателем информации были приняты все меры по обеспечению ее защиты (ч. 1 ст. 10).
Меры, применяемые по охране конфиденциальности информации, являются разумно достаточными, если:
- обеспечивается возможность использования коммерческой тайны работниками и передачи ее контрагентам с соблюдением режима коммерческой тайны;
- исключается доступ к коммерческой информации любых граждан без наличия согласия ее обладателя.
Статьи 11 и 13 ФЗ содержат вопросы охраны коммерческой тайны: охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых правоотношений, охрана информации при ее предоставлении.
Для осуществления охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
- ознакомить работника (под расписку), имеющего доступ к коммерческой тайне, с перечнем всей информации, представляющей коммерческую тайну, с установленным режимом охраны коммерческой тайны;
- ознакомить работника с мерами ответственности за нарушение режима коммерческой тайны;
- создать работнику условия для соблюдения установленного режима.
Работодатель может требовать возмещения убытков, причиненных в результате разглашения коммерческой тайны, от лица, имеющего доступ к такой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего данные отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны. Причиненные лицом убытки не возмещаются, если разглашение коммерческой тайны произошло в результате несоблюдения самим работодателем мер по обеспечению режима охраны коммерческой тайны, в результате непреодолимой силы или действий третьих лиц.
Статья 14 предусматривает ответственность за нарушение Закона о коммерческой тайне: государственные органы власти, органы местного самоуправления, имеющие доступ к коммерческой тайне, несут гражданско-правовую ответственность перед обладателем информации за незаконное использование или разглашение этой информации должностными лицами, муниципальными или государственными служащими данных органов, которым коммерческая тайна стала известна в связи с выполнением служебных или должностных обязанностей.
В статье 12 Гражданского кодекса предусмотрены способы защиты коммерческой тайны по нормам трудового и уголовного права, по нормам о недобросовестной конкуренции.
Гражданско-правовые способы защиты коммерческой тайны:
- самозащита права;
- признание права;
- восстановление существующего до нарушения права положения, пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения права;
- признание органа государственной власти или органа самоуправления недействительным;
- взыскание неустойки;
- возмещение убытков.
Согласно нормам трудового права, обладатель коммерческой тайны вправе использовать: привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности; прекращение трудовых отношений. За получение и разглашение информации, составляющей коммерческую, банковскую или налоговую тайну, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК). Лицо несет ответственность за похищение (или иной незаконный способ) завладения, использования документов, разглашения сведений, содержащихся в них.
Установление основ защиты коммерческой тайны является важным элементом информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности должны принимать меры по защите своей коммерческой тайны. Работодатель самостоятельно определяет срок действия режима коммерческой тайны, в течение которого работник обязан не разглашать сведения, относящиеся к ней, в том числе после прекращения действия трудового договора.
Меры обеспечения защиты коммерческой тайны подразделяются на внутренние (правовые, организационные) и внешние (технические, психологические). Действие внутренних мер направлено в основном на рабочий персонал предприятия. Внешние меры необходимы при осуществлении научно-технических, торгово-экономических, валютно-финансовых и других деловых связей с партнерами.