Понятие и общая характеристика российской избирательной системы
Одной неотъемлемых законодательных основ демократического правового государства выступает разработка и утверждение механизма прозрачных честных выборов, посредством которого происходит формирование, на основе волеизъявления граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, а равно замещение законодательно поименованных должностей.
Более того, в Российской Федерации в силу прямого конституционного указания именно референдум и свободные выборы признаются высшим непосредственным выражение власти народа, как единственного и основного источника государственной власти в стране.
При этом исходя из обозначенной важности избирательных механизмов, а также с учетом практической сложности претворения идей о реализации активных и пассивных избирательных прав на практике, соответствующие избирательные системы и процессы достаточно часто становятся предметом научного интереса ученых-исследователей вопросов общей теории права, а также конституционного и избирательного права в РФ.
Проводя характеристику названных систем и процессов, представляется целесообразным начать с того, что понятием избирательной системы в нашей стране, в наиболее общем виде, может быть сформулировано следующим образом:
Избирательная система РФ – это особый, основанный на нормах действующего национального и международного законодательства, политический институт, содержанием которого является совокупность правил и норм, направленных на определение соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе в сфере обеспечения или изъятия их легитимности.
Проще говоря, назначением избирательной системы выступает то, что посредством использования выборных механизмов происходит формирование определенной властной организации, и обеспечивается участие общества в целом и отдельных граждан страны в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
С содержательной точки зрения, структура избирательной системы включается в себя два основных компонента:
- Избирательное право – то есть систему юридических предписаний, посредством закрепления которых происходит упорядочение процедуры выборов, в том числе, в части детализации права граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы, регулирующие собственно процессе проводимых выборов;
- Избирательный процесс – комплекс действий, обеспечивающих выполнение практически-организационных задач национальной избирательной системы, включая такие компоненты как назначение и итоговое определение даты проведения выборов, формирование избирательных округов, участков, комиссий, регистрация кандидатов, и т.д. – т.е. системы относительно обособленных действий, призванных обеспечивать реализацию конечной цели – проведение прямых демократических выборов в стране.
Типы избирательных систем, используемых в РФ
Переходя к непосредственной характеристике избирательных процессов в РФ, представляется целесообразным обратить внимание на то, что в наибольшей степени, в каждом конкретном случае, специфика компонентов соответствующего процесса обуславливается тем, о каком типе избирательной системы идет речь.
Так, на современном этапе развития российской избирательной системы, исходя из специфики формируемого уровня власти, и положенных в этой связи, в основу правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере, особенностей избирательной деятельности, принято говорить о выделении трех основных типов избирательных систем, каждому из которых соответствует собственный избирательный процесс. При этом основными видами обозначенных систем выступают:
- Мажоритарная избирательная система, основным признаком которой выступает то, что победителем голосования признается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей (т.е. как минимум на один голос больше половины голосов всех проголосовавших лиц). С точки зрения избирательного процесса, наряду с обозначенной спецификой определения победителя голосования, еще одной процедурной особенностью выступает то, что в рамках системы мажоритарного голосования абсолютного большинства, при отсутствии победителя после первого тура (т.е. если никто из них не набрал абсолютного большинства голосов), предполагается проведение второго тура голосования с участием двух кандидатов, набравших относительное большинство голосов избирателей;
- Пропорциональная избирательная система – места в формируемом органе государственной власти распределяются исходя из количества полученных на выборах голосов по партийным спискам. Это позволяет обеспечить такое присутствие в законодательном органе, при котором каждому органу принадлежит строго определенное число мест в парламенте, складывающиеся исходя из суммарного количества мандатов, полученных партией в избирательных округах;
- Смешанная избирательная система, объединяющая с процессуальной точки зрения сильные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательной систем.
Единый день голосования в РФ
Еще одной особенностью избирательного процесса в нашей стране (а равно в большинстве иных современных государств) выступает то, что день голосования в РФ связывается не просто с моментом истечения функционирования того или иного органа государственной власти, а выбирается по модели единого дня голосования, во время которого граждане имеют возможность одновременно принять участие в формировании нескольких выборных органов государственной власти.
В настоящее время единый день голосования в нашей стране может приходиться на первой или второе воскресенье марта, либо на второе воскресенье сентября – такая модель позволяет обеспечивать эффективность избирательного процесса и своевременность формирования государственных органов.