Предпосылки образования Конституции США 1787 года
Из войны за независимость США вышли в состоянии глубокого финансового кризиса, что еще более усугублялся политикой предпринимателей-кредиторов и неспособностью конгресса стабилизировать денежное обращение. Инфляция конца 70-х годов XVIII века сменилась дефляцией.
После того, как страна перешла на твердую валюту, ее золотой запас сосредоточился в руках предпринимателей, которые финансировали правительство. Наиболее сильно дефляция оказала влияние на должников, в своем большинстве представляющим ремесленников и фермеров. Это прослойка населения была обязана оплачивать налоги в твердой валюте и более всего нуждалась в кредитах.
Фермеры и ремесленники, которые составили основу американской армии в войне за независимость, после войны оказались в наиболее затруднительном положении. В целом ряде штатов (особенно центральных и западных) в 1786–1787 годах прошла волна восстаний. Наиболее масштабным было восстание в Массачусетсе, которым руководили ветераны войны за независимость, в частности капитан Дэниэл Шейс.
После прошедшей волны недовольства встал вопрос о создании сильного централизованного правительства. Власть имущие лица выступления фермеров использовали как весомый аргумент для пересмотра «Статей конфедерации». Для пересмотра использовали и внешние причины – конфедеративный слабый Конгресс не пользовался авторитетом среди правительств государств Западной Европы, что грозило для Соединенных Штатов изоляцией от остального мира.
Внешние и внутренние причины обусловили необходимость создания сильной централизованной власти. Конфедеративный союз на данном этапе полностью себя исчерпал. Встала необходимость разработки нового документа.
Филадельфийский Конвент
В 1787 году по инициативе ряда штатов был поднят вопрос о пересмотре «Статей конфедерации». В этом же году в г. Филадельфии на Конвент (штат Пенсильвания) для разработки Конституции собрались депутаты. Также на филадельфийский Конвент приехали наиболее известные представители войны за независимость: Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Д. Мэдисон, А. Гамильтон и др. Делегаты, принимающие участие в Конвенте, представляли наиболее состоятельные слои населения. Дж. Вашингтон был единогласно избран председателем конвента. Все заседания были закрытыми и проходили в ожесточенных спорах.
Окончательный вариант Конституции был подготовлен 17 сентября, а 18 сентября 1787 года был скреплен подписями большинства делегатов, после чего был опубликован в ряде газет.
По решению филадельфийского конвента для того, чтобы Конституция обрела силу, необходимо было согласие конвентов 9 штатов, выборы в которые проводились по установленному порядку. После того, как Конституция была утверждена большинством голосов конгресса, она перешла под рассмотрение конгрессов отдельных штатов.
В некоторых штатах (Род Айленд, Нью-Йорк, Виргиния, Северная и Южная Каролина) были противники сторонников новой конституции (федералистов). В результате упорной и долгой борьбы федералисты победили. Их проект выступил первой американской Конституцией, вступившей в силу 4 марта 1787 г.
Особенности Конституции 1787 года
Конституция 1787 года состояла из преамбулы и семи статей, подразделявшихся в свою очередь делились на разделы. В ряде случаев формулировки текста Конституции отличались лаконичностью и декларативностью.
Статьи Конституции основывались на принципе разделения властей и выполняли следующие функции:
- регулировали принципы создания и деятельности законодательной, судебной и исполнительной власти;
- определяли специфические права федеральных органов;
- прописывали права граждан штатов;
- излагали порядок внесения поправок к Конституции;
- включали постановления о федеральном законодательстве и верховном праве страны;
- определяли порядок ратификации и вступления в силу Конституции.
Конституция 1787 года стала первой в истории мира конституцией, в которой нормы конституционного права изложены письменно в виде свода основных законов. Положения Конституции выступали главенствующей государственно-правовой нормы. Определяющая роль Конституции – это то, что общие, федеральные и действующие в отдельных штатах законы должны были соответствовать федеральной Конституции.
Конституция 1787 года провозгласила принцип верховенства федерального права, предусмотрела механизм, который обеспечивал его реализацию. При возникновении любых противоречий и коллизий предпочтение всегда отдавалось федеральному праву. Конституция представляла собой документ уникальной стабильности. Для того, чтобы внести в текст каких-либо изменений, необходимо было пройти особую процедуру принятия новых положений. Поправки должны вноситься в виде дополнительных статей, обладающих одинаковой силой с основным текстом. Первоначальный текст Конституции изменили всего несколько поправок.
Практически сразу после принятия Конституции стал актуальным вопрос о ее изменении. Конституция 1787 года не содержала гарантий защиты основных гражданских прав и свобод, в ней отсутствовало конституционное признание. На данный недостаток указывали еще в процессе ратификации проекта Конституции. Было выдвинуто требование разработать Билль о правах.
Первые десять поправок были внесены по предложению Д. Мэдисона первым же составом Конгресса в июне 1789 года. К декабрю 1791 года штаты ратифицировали поправки, которые одновременно вступили в силу. В историю эти поправки вошли как Билль о правах США. Они не всегда относились к вопросам уточнения гражданских прав и свобод, не являлись однородными по назначению.
Билль о правах 1791 года является национально-юридическим выражением взглядов и идей европейских просветителей на американской почве.
Конституция 1787 года и Билль о правах 1791 года предоставили путь к развитию буржуазного конституционализма, послужили образцом в качестве конституционных документов для других стран.