Понятие источников прав человека
Источники прав человека — это разного рода документы, закрепляющие за конкретной группой людей (слоем населения, гражданами страны, работниками организации и т.д.) определенные права.
К источникам формирования прав человека относятся факторы, влияющие на их возникновение, развитие, правовое закрепление и реализацию.
Демократическое и правовое государство, свободное гражданское общество, политический и идеологический плюрализм, социальная государственная политика, разнообразные формы реализации демократии являются теми формами воздействия на формирование источников права, которые наиболее эффективно создают необходимые для реализации прав человека условия и обстановку в государстве и обществе.
Источники права человека можно рассматривать:
- в когнитивном смысле - как источник познания (различные исторические документы, дошедшие до настоящего времени);
- в формально-юридическом смысле — комплекс способов введения в закон воли политических сил, находящихся у власти (правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт);
- в материальном смысле — материальные условия жизни всего общества, определяющие государственную власть.
Классификация источников прав человека
Все источники прав человека подразделяются на две группы:
- формализованные (формально определенные в нормах права) — нормативно-правовые акты, направленные на регулирование определенных прав человека;
- неформализованные — факторы, не провозглашенные, формально не определенные, не закрепленные в нормативных актах, объективно существующие в обществе и государстве.
Среди формализованных прав человека выделяют институциональные и социокультурные источники.
Институциональные источники оказывают значительное влияние (конструктивно или деструктивно) на правовое закрепление и реализацию прав и свобод человека. Характер, содержание и объем закрепленных законодательстве страны прав зависит от экономических отношений, политического режима, совершенства правовой системы и правоприменительной деятельности, степени развития демократических институтов.
Факторы влияния на объем и характер прав человека создают предпосылки для постепенного развития общественно-политических и государственных институтов, процессов, явлений, системы прав человека. В тоже время они могут подавлять их, вести к стагнации значительных для отдельных регионов или всего государства в целом групп населения и социальных общностей.
К формализованным источникам права предъявляются особые требования, основным из которых является их актуальность по кругу субъектов правоотношений, во времени и в пространстве, то есть распространение на конкретную группу лиц, обладание юридической силой на данном этапе времени и действие на какой-либо территории.
Систематизация правовых актов происходит по разным основаниям. Чаще всего на практике выделяют следующие уровни правового регулирования прав человека:
- Международные стандарты, касающиеся прав человека: международные нормативно-правовые документы, которые распространяют свое действие на значительное количество присоединившихся стран мирового сообщества; региональные нормативные акты групп государств, действие которых ограничивается определенной группой государств или регионом.
- Юридически значимые источники национальных правовых систем: национальные (внутригосударственные) нормативно-правовые документы; прецедентное право, традиции, обычаи, характерные для правовых систем только отдельных государств.
Основные источники права:
- правовой обычай — правило, имеющее общеобязательное государственное значение, вошедшее в привычку народа;
- нормативно-правовой акт — официальный документ, созданный государственными органами, и содержащий конкретные нормы права;
- судебный прецедент — судебное решение по определенному юридическому делу, является образцом и примером при рассмотрении подобных дел;
- естественное право — неотчуждаемые и прирожденные права человека, официально признанные государством и закрепленные в его конституции и других законах.
Функциональные характеристики права человека
Нормативная теория права характеризует те черты права человека, которые лежат на поверхности этого явления. Право человека является определенной системой правил поведения, указанных в законах и иных правовых актах, охраняемых принудительной государственной силой в виде общеобязательных норм, предназначенных в целом всему обществу.
Государство посредством правовых норм применяет равные требования ко всем людям, посредством чего происходит индивидуализация абстрактных правил в конкретных ситуациях. Право человека представляет определенную совокупность юридических норм, отражающих волю находящейся у власти политической группы и осуществляющих регулирование общественных отношений.
Основу сущности права человека составляет общественная воля. Основными признаками права человека, позволяющими раскрыть его нормативное понятие выступают:
- государственный характер общественной воли;
- обязательность правовых норм;
- взаимосвязь государства и права;
- возможность применения принуждения для охраны норм права от нарушения;
- назначение права в качестве регулятора общественных отношений и др.
Право человека регулирует важнейшие стороны жизни общества, регламентирует меру труда, закрепляет отношения собственности, определяет порядок деятельности и организации государственных органов, обуславливает меры борьбы с посягательствами на общественные отношения и т.д.
Основная роль права человека в обществе заключается в том, что оно является системой нормативного регулирования, основанная на учете интересов разных слоем общества. В праве человекам воплощается коллективная воля того социального слоя, группы, народа, чьей волей оно сформировано. Эта воля обусловлена социально-культурными, материальными и другими условиями жизни общества.
Выраженная в праве человека общая воля является результатом согласования разных частных интересов и достижения общественного компромисса. Волевая сущность права человека выделяет его среди других нормативных регуляторов и придает ему качество общезначимого и общесоциального регулятора. Право человека является инструментом достижения общественного согласия, что исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.