Интернет как информационная среда
Интернет включает в себя банки и базы данных. Это распределенная база знаний, включающая огромное количество разных информационных баз данных и ресурсов (информационных массивов), состоящих из текстов, данных, документов, объединенных телекоммуникационной трансграничной информационной сетью. Данная информационная сеть создана на базе программных средств разного назначения и различных типов, информационных ресурсов, телекоммуникаций и средств связи, по которым передается информация.
Совокупность информационных массивов пронизывают гипертекстовые связи, которые объединяют многочисленные текстовые и графические документы.
Функционирование Интернета обеспечивают субъекты, предоставляющие информационные услуги - провайдеры, владельцы серверов, пользователи Интернета, потребители информации. Все они способствуют созданию единого мирового информационного пространства.
Интернет представляет собой организационно-упорядоченную совокупность массивов документов и, одновременно, информационные технологии. Информационные технологии в Интернете – это определенная последовательность технологических операций, обеспечивающих реализацию в трансграничной информационной сети информационных процессов.
Средства обеспечения автоматизированной информационной системы:
- организационные;
- правовые;
- лингвистические;
- программные;
- технические.
Интернет представляет собой информационную инфраструктуру информационного общества, включающую трансграничные информационные сети и различные информационные ресурсы. В сети Интернет отсутствуют геополитические и географические границы стран – участников ТИТС. Это обуславливает несоответствие национальных законодательств стран ТИТС. В результате возникают проблемы создания международного информационного законодательства.
Правовые основы Интернета
Сегодня существуют определенные проблемы правового регулирования отношений в виртуальной среде. Интернет не является ни объектом, ни субъектом информационного права. При этом существует множество отдельных объектов, входящих в Интернет, которые принадлежат конкретным лицам на праве владения или собственности, а также субъектов, вступающих в разного рода правоотношения в связи с отдельными объектами.
Интернет рассматривается, как информационная среда, поэтому при его исследовании опираются на информационный подход, который базируется на методах правовой кибернетики и правовой информатики.
В виртуальной среде появляются новые свойства информации и новые юридические особенности как объекта правоотношений.
Особенность регулирования информационных отношений обусловлена особенностью материального предоставления и передачи информации в информационной сети в электронном виде. Необходимы механизмы закрепления правового режима электронного документа, которые обеспечивает и подтверждает его оригинальность и достоверность. Эти сложности помогает преодолеть механизм электронной цифровой подписи.
В Интернете действуют три группы субъектов информационных отношений.
1 группа – лица, создающие программно-техническую составляющую информационной инфраструктуры: разработчики информационных сетей и технических средств, телекоммуникаций, средств связи, программных средств, оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.
2 группа – субъекты, создающие и распространяющие информацию, подключающие к сети Интернет: специалисты, создающие информацию, информационные ресурсы и представляющие данные из этих ресурсов, а также возможность подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями.
3 группа – потребители информации из сети Интернет, множество субъектов, подключающихся к сети для получения информации и использующих ее в собственной деятельности.
Основные объекты информационных отношений в Интернете:
- информационные ресурсы, информация, информационные услуги и информационные продукты;
- информационные системы, программно-технические комплексы, информационно-телекоммуникационные технологии в качестве средства создания информационной инфраструктуры, средства связи, осуществляющие информационные процессы;
- информационные права и свободы;
- доменные имена;
- интересы государства, общества и личности в информационной сфере;
- информационная безопасность;
- информационный суверенитет и информационная целостность государства.
Область реализации информационного права
Общественные отношения, которые возникают между потребителями информации (основаны на договорных отношениях) и производителями информации и услуг (основаны на отношениях административного и конституционного характера), регулируются традиционными нормами публичного или гражданского права.
Основные сложности регулирования отношений связаны с защитой содержания предоставляемой информации (доменные имена, доказательная способность документа, авторское право и т.д.).
Отдельная группа общественных отношений обусловлена защитой потребителя от опасной, некачественной, вредной информации и защиты прав и свобод потребителей информационной сферы.
Основные потребители информации и услуг, вступающие с поставщиками информации в информационные отношения, или лицами, предоставляющими услуги по хостингу:
- потребители информации из сети Интернет;
- потребители услуг виртуальной информационной почты;
- потребители услуг по серверу;
- производители информации, лица, функционирующие в области производства информации, в области создания информационных ресурсов, предоставления информационных услуг и продуктов;
- производители по подключению к сети Интернет, предоставление услуг электронной почты и хостинга;
- производители услуг по навигации в Интернете, обладатели информационных поисковых систем, собственники средств обеспечения информационной среды, субъекты сферы информационных технологий.