Предмет и объект дисциплины «Информационное право»
Целью дисциплины «Информационное право» является приобретение основных знаний об информационной сфере и ее правовом обеспечении, выработка умений (компетенций)) и навыков по использованию норм информационного права.
Задача дисциплины: получение профессиональных знаний и компетенций в сфере правового обеспечения информационной среды.
Объект дисциплины: общие, элементарные знания о правовом обеспечении и регулировании общественных отношений в процессе развития информационного общества.
Содержание дисциплины «Информационное право» включает общие знания и компетенции:
- о информационном законодательстве;
- о содержании информационной деятельности;
- о практике его использования.
Предмет дисциплины представляют знания и компетенции по таким вопросам, как: сущность информации как объекта права и категории; характера и специфических особенностей информационных правоотношений; развития системы законодательства в информационной сфере, практика его использования; содержание норм права, регулирующих правоотношения в информационной среде; комплексная природа права; правовое обеспечение информационной безопасности; квалификация общественных отношений с точки зрения юриспруденции в информационное сфере.
Информационное право характеризуется комплексностью, что выражается в комплексной природе норм информационного права, а также в применении в информационное сфере комплексных методов регулирования общественных отношений.
Особенности дисциплины «Информационное право»
В начале XXI века в образовательной среде высших учебных заведений наметились реформирования в подаче целого списка правовых знаний: об инновациях и о регулировании в информационном обществе, об информационной сфере.
Значительная доля очень важных для современного юриста знаний сосредоточена в учебниках, учебных пособиях, на учебных курсах, посвященных информационному праву.
Преподавание дисциплины «Информационное право» в высших учебных заведениях имеет прямое отношение к формированию информационного права как научной дисциплины. Большинство вузов при введении дисциплины «Информационное право» сталкиваются с целым рядом вопросов: какой объем учебных часов отводить на данную дисциплину; сколько часов отводить на лекционные занятия, а сколько – на семинары; что должна содержать программа преподавания; какие темы отводить для самостоятельного изучения и рассмотрения.
Примерное содержание учебной дисциплины «Информационное право» включает:
- Вводная часть. Определяет место предмета в системе подготовки будущего специалиста: понятие информации в праве и естественных науках, формирование информационного общества.
- Общая часть. Рассматривает такие вопросы, как: предмет информационного права, источники информационного права, информационные правоотношения, принципы информационного права.
- Особенная часть. Должна отображать специфику подготовки в конкретном вузе, может иметь продолжение в других учебных дисциплинах. В перечень тем особенной части могут быть включены: право на информацию (информационные ресурсы, общедоступная информация, библиотеки, архивы, средства массовой информации); информационные технологии (телекоммуникации, почта, традиционные коммуникации, вещание, Интернет, информационные сети); информация ограниченного доступа; правовое регулирование защиты информации; правонарушения в информационной сфере (административные, дисциплинарные, уголовные).
Дисциплину «Информационное право» целесообразно вводить в 5-8 семестре. Как правило, студентов не пугают трудности освоения некоторых понятий, например, компьютерная преступность. Объективно присутствуют некоторые затруднения, связанные с разными категориями процессуальных отраслей права, но, при правильном подходе со стороны преподавателя, они могут быть с успехом преодолены.
При наличии специализаций, которые напрямую связаны с правовым регулированием телекоммуникаций, инноваций, защитой информации, дисциплину «Информационное право» можно начинать изучать с 5-6 семестра. На базе данной дисциплины будут полнее усваиваться курсы информационных специализаций.
Методическое обеспечение, формы аттестации и промежуточного контроля
Основой методического обеспечения дисциплины «Информационное право» является курс лекций, который ежегодно должен дополняться новыми понятиями, категориями, темами, вопросами, что особенно актуально для информационного права.
В тоже время лекционные занятия раскрывают только наиболее важные вопросы. При выборе учебника или учебного пособия необходимо учитывать специализацию студентов, объем программы, методику и тематику материала. Специалисты рекомендуют разрабатывать отдельные пособия по каждой крупной теме, в работе над которой принимают участие несколько авторов, что позволяет включить в процесс апробации пособия на самых ранних этапах разных субъектов и распределяет весь творческий процесс.
На современном этапе в качестве аттестации рекомендуется использовать «зачет». В качестве промежуточного контроля лучше всего применять реферативное исследование того или иного вопроса. Можно использовать полевое исследование, когда материал для работы формируется самим исследователем, что повышает степень самостоятельного написания.
Важна информационно-правовая специализация при подготовке экспертов и следователей, способных противостоять правонарушениям в информационной среде. Кроме традиционных правовых дисциплин, основу их подготовки должно составлять информационное право. На базе информационного права в цикл профессиональной подготовки важно включить дисциплины специализации естественнонаучного или правового циклов, соответствующие направлению подготовки.
В процессе изучения информационного права работники правоохранительных органов должны быть ознакомлены с информационными программами и базами, используемыми на практике.