Правовая информация Российской Федерации представляет собой большую совокупность документов, издаваемых государственными властными институтами, а также научных трактатов и прочих информационных потоков, связанных с правом. Поток правовой информации, существующей в РФ, является достаточно объемным, поэтому есть смысл разобраться в структуре и осуществить классификацию.
Официальная правовая информация
Официальную правовую информацию издают уполномоченные государственные законотворческие органы, либо органы, к полномочиям которых отнесена право разъяснительная деятельность. В общем потоке официальной правовой информации выделяют:
- Нормативную информацию – собственно правовые акты.
- Прочую информацию – подзаконные акты.
Официального определения нормативной информации не существует, но мы попробуем разобраться с ее общими характеристиками. Характеристика нормативного акта включает в себя:
- письменный характер акта;
- особый субъект, издающий документ;
- характер правовоотношений по акту всегда либо устанавливается, либо изменяется либо прекращается;
- отсутствие четких границ по сроку действия, поскольку только в самом акте указывается срок его действия или начало действия редакции;
- наличие правовых последствий как для субъекта, так и для объекта регулирования;
- широкий круг объектов регулирования, то есть в нормативном акте всегда описывается событие, в отношении которого установлено правило поведения.
Таким образом, нормативный акт представляет собой юридически значимый документ, который подлежит множественному применению и обезличиванию по отношению к субъекту регулирования. Все правовые акты отличаются четкой иерарархией по отношению друг к другу. Нарушение порядка применения внутри системы исключено ввиду наличия отсылочной базы.
Неофициальная правовая информация
К такому виду информации можно смело отнести любую информацию, создаваемую во исполнение официальных актов и помогающую субъектам регулирования правильно применять такую информацию (например, картотека учета официальных правовых документов, либо образцы документов, разработанных по требованиям тех официальных актов). К неофициальной информации также относят научные труды и комментарии к законодательству, которые призваны выявлять проблематику и пробелы официальной правовой информации.
Иерархия правовых актов
- Конституция представляет собой основной закон государства, который диктует круг правил поведения, как со стороны граждан так и со стороны государственных органов по отношению друг к другу.
- Законы представляют собой основной массив правовой информации, поскольку они несут в себе установление механизма и разъяснения правил поведения всех субъектов определенного правоотношения. В системе правой информации выделяют законы разных уровней органов государственной власти.
- Подзаконные акты издаются для более глубокого понимания объекта правоотношений и разъясняют механизм по распорядительно-принудительным действиям, а также правовым предписаниям. Издают такие документы Президент, Правительство и уполномоченные ведомства.
- Международные договоры также входят в систему правовых актов государства, поскольку они призваны регламентировать правоотношения на международной арене по важным для государства и граждан государства вопросам.
- Внутригосударственные договоры отвечают за разграничения предметов ведения между центральными органами власти и такими же субъектами на местах (в регионах).
Также выделяют прочие нормативные акты, которые единично и целостно содержат информацию, касаемую не определенного круга лиц. К ним относят: акты общего характера, акты, разъясняющие положения вышестоящих по правовой иерархии нормативных актов и актов правоприменения.