Иеремия Бентам (1748 — 1832) — английский правовед, философ-моралист, юрист, социолог, крупнейший теоретик политического либерализма; один из основоположников такого популярного направления в английской философии, как утилитаризм.
Краткая биография
Бентам родился в семье юриста. Его брат — Сэмюэль Бентам был английским инженером-механиком. Иеремия пошел по стопам отца, изучая в Оксфорде юриспруденцию. Также он учился в Куинз-колледже Оксфордского университета, Вестминстерской школе, а после – поступил в школу права «Линкольнз инн».
Все нажитое состояние Бентам завещал Лондонской Больнице при условии, что тело его будет «присутствовать» на всех собраниях членов правления. Таким образом, останки Бентама были облачены в костюм, а на лицо наложили восковую маску. До сих пор именно в таком виде тело ученого находится на собраниях членов правления Больницы.
Экономические и этические взгляды Бентама
Индивидуальные (частные) интересы ученый рассматривал как поистине реальные, в то время, как общественные интересы Бентам сводил лишь к совокупности частных. Этическое учение Бентама наиболее полно изложено в его труде «Деонтология, или наука о морали».
Этика И. Бентама строится на «принципе пользы», в соответствии с которым действия людей, их взаимоотношения должны оцениваться по приносимой пользе. Под пользой понимаются частные интересы человека, то есть, принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов». Таким образом, Бентам призывает общество и каждого из его членов к достижению личного преуспеяния, которое в итоге увеличивает общую сумму счастья (то есть, благополучие всего общества в целом).
Под термином «ответственность» Бентам подразумевал обязанность правителей отчитываться (отвечать) перед гражданами за все свои действия и принятые решения.
По своим политическим воззрениям Бентама можно отнести к сторонникам либерализма, однако, он резко критиковал «теорию общественного договора» Жан-Жака Руссо. Бентам считал, что данная теория «возбуждает дух восстания». С другой стороны, ученый отстаивал идею реформирования английского парламента и, в частности, идею о расширении избирательного права.
Бентам являлся сторонником фритредерства и свободной конкуренции. Он считал, что свободный рынок и отсутствие протекционизма в любых его проявлениях могут обеспечить спокойствие общества, равенство и справедливость.
Бентам отстаивал идею об отделении церкви от государства, был сторонником:
- свободы слова,
- права на развод,
- женского равноправия,
- а также запрещения: пыток, рабства, наказаний для гомосексуалистов.
Кроме этого выступал за права животных.
Не взирая на свой очень доброжелательный и спокойный характер, его современники отзывались о нем, в основном, очень резко и негативно. После жёсткой критики Марксом, его учение и вовсе стало реже упоминаться в литературе.
Пожалуй, наиболее главным, ключевым выводом учений Бентама является необходимость поиска пользы в общественных процессах. Из этого следует, что практически все сферы общественной жизни и законодательство (вплоть до условий содержания заключенных в тюрьмах и межэтнических вопросов) должны разрешаться лишь с позиции пользы.
В соответствии с учением И. Бентама, по своей природе человек является гедонистом, а потому всегда мыслит и действует в соответствии с его стремлением избегать страданий и испытывать наслаждения.
Бентам считал, что государственная власть – это «необходимое зло», поскольку всецело опирается на принуждение, которое, в свою очередь, создает страдание. Государство и его власть проникнуты «дурными интересами». Правительственную власть нельзя уничтожить, однако вполне можно ограничить.
Ученый считал, что стремление к труду — это эвфемизм, «псевдоним стремления к богатству». Сам же труд «может вызывать только отвращение».
Еще одной заслугой Бентама является то, что он предвосхитил «теорию предельной полезности», поскольку считал, что для индивида, располагающего некоторой суммой денег, удовольствие от равной по количеству дополнительной суммы будет несколько меньшим, нежели удовольствие от первоначальной суммы.