Понятие градостроительного права
Градостроительное право является комплексной правовой отраслью, регулирующей отношения в обществе в сфере градостроительной деятельности. В него вошли нормы гражданского, административного, финансового, земельного, уголовного, экологического права.
Главным источником градостроительного права Российской Федерации является Градостроительный кодекс. Применимо к земельному участку либо территории более полные сведения о градостроительном праве включены соответственным образом в градостроительный план земельного участка либо проект планировки территории, а также в правила застройки и землепользования.
Нормами гражданского права образуется институт договорного права. Совместно с этим, при учреждении правовой конструкции договоров в градостроительной сфере, нормы гражданского законодательства в большей части случаев бывают дополнены нормами градостроительного законодательства.
Важно отметить, что именно нормами гражданского права закреплены общие положения по договорам строительного подряда, договорам подряда на исполнение проектных и изыскательских работ и пр.
Состав градостроительного права
Градостроительное право включило все положения законодательства, являющиеся формирующими составляющими градостроительного права. Эти положения содержатся в Конституции России, Градостроительном кодексе, Гражданском кодексе, Земельном кодексе, Водном кодексе, Воздушном кодексе, федеральном законе «О содействии развитию жилищного строительства», «Об архитектурной деятельности в РФ» и «Об охране окружающей среды», а так же в постановлениях Правительства РФ, законодательстве субъектов и иных документах.
Также важнейшими элементами строительного права выступают решения органов МСУ либо органов государственной власти (здесь речь идет о России либо городах федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) с предварительным производством публичных слушаний, санитарные и строительные правила, договорные отношения, прецедент, обычай.
Характер градостроительного права
С целью соблюдения баланса между общественными и частными интересами, градостроительное право обладает преимущественным образом ограничительным характером.
Согласно 2-ой части 40-ой статьи Конституции России органы власти государства и органы МСУ занимаются поощрением жилищного строительства. Однако в Градостроительном Кодексе Российской Федерации, который является главным источником градостроительного права, эта норма не обрела развития.
Признаки самостоятельности градостроительного права как правовой отрасли
Рассмотрим признаки самостоятельности правовой отрасли применимо к градостроительному праву.
Наличие некой сферы общественной жизнедеятельности, достаточно широкой и обладающей яркой качественной спецификой и значимостью социального характера.
Этот критерий представляется последующим развитием критерия предмета правового урегулирования градостроительного права.
В форме такой сферы жизнедеятельности выступила градостроительная деятельность, представляемая деятельностью по развитию территорий, в их числе городов и других населенных пунктов, которая осуществляется в форме:
- градостроительного зонирования;
- территориального планирования;
- планировки территорий;
- строительства;
- архитектурно-строительного проектирования;
- реконструкции объектов капитального строительства;
- капитального ремонта.
Эта сфера жизнедеятельности является подвластной правовому урегулированию, объективно выдвигает требование того, что закреплено в Градостроительном кодексе РФ и других актах в сфере градостроительного законодательства РФ и субъектов Российской Федерации, а также правовых актах муниципального уровня.
Характерная черта норм градостроительного права представляется тесным переплетением публично-правового урегулирования, которое обусловлено необходимостью реализации общественного и государственного интереса в оптимальном моделировании застройки и землепользования, и частноправового урегулирования, которое связано с учетом интересов конкретных правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.
Правовые нормы, которые урегулировали отношения в этой сфере, должны в главной своей массе не иметь принадлежности к уже существующим правовым отраслям; иначе нет оснований для учреждения новой отрасли, так как предмет урегулирования - сфера жизнедеятельности, целиком покрыта существующими правовыми отраслями и представляется только внутриотраслевым или межотраслевым правовым институтом.
Названная специфика должна отобразиться посредством своего понятийного аппарата. Наличие его помогает «осуществлять содержательный анализ предмета исследования на его языке. Понятийный аппарат, представляемый системой понятий, достоверно отражающей правовую действительность, объективную логику ее развития и функционирования– это является основой теории. Понятийные инструменты теории позволяют отразить специфические закономерности образования, функционирования и развития явления».
Применимо же к первой позиции о своеобразии качественного вида правовых норм, которые объединяются в отрасль, отметим, что, к примеру, не существует оснований выделения в качестве самостоятельной правовой отрасли «право собственности», невзирая на большую социальную значимость и даже значимый объем урегулирования. «Право собственности» остается институтом межотраслевой направленности, базисный массив которого представляется нормами гражданско-правой сферы.
Таким образом, при подготовке текста российской Конституции, по общей видимости, существовало предположение, что градостроительное законодательство является подотраслью административного законодательства, потому как, будучи со всей очевидностью предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, оно не упомянуто в Конституции России. Понимая причины этого подхода в тот период времени, сегодня с ним не существует возможностей согласиться.