Реформы Ивана IV
XVI—XVII вв. характеризуются тем, что феодалы объединяются в единое сословие и завершается процесс закрепощения крестьян. Укреплению господствующего положения класса феодалов способствовало создание централизованного Русского государства. Новая государственность предоставила необходимые условия для активной внешней политики.
В середине XVI в. Россия завоевала Астраханское и Казанское ханства, Ногайская орда признала свою вассальную зависимость. Чуть позже в состав России вошли Среднее и Нижнее Поволжье, Башкирия, часть Урала. С конца XVI века по конец XVII века шло покорение Сибири. В 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.
Так сформировался многонациональный состав государства. К XVII в. Россия стала крупнейшим государством в мире по территории и численности населения. Происходящие в середине XVI в. политические и социально-экономические процессы обусловили изменение формы правления. Сформировалась сословно-представительная монархия, которая нашла свое отображение в созыве земских соборов - сословно-представительных органов.
С конца XVI в. избрание царя осуществлялось на Земском соборе. Как глава государства, у царя были широкие полномочия в законодательной, административной и судебной сферах. Царь в своей деятельности опирался на земские соборы и Боярскую думу.
Иван IV (Иван Грозный) провел земскую, военную и судебную реформы, направленные на укрепление государства и ослабление власти Боярской думы.
Основные изменения, вызванные реформами Ивана Грозного:
- С 1549 года начала работу Избранная рада, члены которой были представлены доверенными лицами царя.
- Централизации государства благоприятствовала опричнина, социальной опорой которой послужило дворянство, которое пыталось захватить земли, принадлежавшие княжеско-боярской аристократии, а также повысить свое политическое влияние.
- Изменился социальный состав и структура Боярской думы. Было увеличено число представителей дворянства.
- Боярская дума оставалась органом боярской аристократии и формально сохранила свое положение. Дума являлась постоянно действующим органом, наделенным законодательными полномочиями, которой мог совместно с царем решать наиболее важные вопросы. Состав Боярской думы был представлен: бывшими удельными князьями, боярами, окольничьими, думными дьяками и думными дворянами, представители городского населения.
В государстве развивалась в качестве органов управления система приказов. Для ее работы были характерны: строгое подчинение по вертикали власти; жесткий бюрократический стиль, строгое следование предписаниям и инструкциям. Вопросы организации государственной службы, финансирования государственного аппарата были в ведении приказа Большого прихода, а также Поместного, Разрядного и Ямского приказов. Стол являлся структурным подразделением приказа. В своей деятельности он специализировался по территориальному или отраслевому принципу. Столы подразделялись на повытья.
В столице и пригородах действовали территориальные приказы по сбору налогов, а также Земской приказ. Денежный двор подчинялся приказу Большой казны, он занимался чеканкой денег. Также действовали такие приказы, как: Приказ сбора пятинных и запросных денег, Разбойный приказ, Печатный приказ, Аптекарский приказ и др.
Земские соборы
Земские соборы занимали особое место в системе органов государственного управления. Соборы созывались с середины XVI до середины XVII вв. Первый Земской собор был созван в 1549 году. Он представлял собой сословно-представительный орган совещательного характера. Созыв соборов осуществлялся специальной царской грамотой.
Земской собор включал:
- Освященный собор, являющийся высшим коллегиальным органом православной церкви;
- Боярскую думу;
- выборных представителей от дворянства и городского населения.
Между разными представителями Земского собора постоянно присутствовали противоречия, которые только способствовали укреплению царской власти. Через соборы царь имел возможность привлекать к государственному управлению отдельные дворянские круги и некоторые слои посадского населения.
Вопросы, рассматриваемые Земскими соборами:
- принятие различных законодательных актов;
- избрание, утверждение царя;
- вопросы внешней и внутренней политики;
- объявление войны;
- введение новых налогов и другие вопросы государственной жизни.
Земские соборы условно можно разделись на следующие основные группы:
- соборы, созванные по инициативе царя;
- соборы, созванные царем по требованию сословий;
- соборы, созванные по инициативе сословий или непосредственно ими и направленные против царя;
- соборы, избирающие на царствование.
Основными органами управления на местах выступали земские (содержались за счет местного населения и выполняли полицейские, финансовые и судебные функции) и губные избы (основные органы управления в уездах).
Развитие права в период сословно-представительной монархии
С середины XVI века в законодательной сфере принимается большое количество различных правовых норм и актов, законов.
Наиболее важные законодательные акты периода сословно-представительной монархии:
- Судебник (1550 г.);
- Стоглав (1551 г.);
- Соборное уложение (1649 г.).
Судебник 1550 года утверждал порядок перехода крестьян в Юрьев день, усиливал наказания за нарушение права феодальной собственности на землю, увеличивал «пожилое», регламентировал порядок и размеры взимания наместниками различных сборов и пошлин, ограничивал права наместников.
Стоглав 1551 года содержал в основном правовые нормы церковного права, а также некоторые нормы семейного, гражданского, уголовного права. В Стоглаве регулировались различные вопросы церковных отношений: организация и порядок деятельности церковного суда, борьба с порочным поведением отдельных представителей духовенства (развратом, пьянством, ростовщичеством монастырей, взяточничеством), церковные догматы. Стоглав содержал нормы финансового и поземельного права, частично ограничивал церковно-монастырское землевладение.
Соборное уложение 1649 г. было первым печатным кодексом России, текст уложения был разослан в приказы и на места. Источники уложения: Судебники, Стоглав, указные книги отдельных приказов, приговоры Боярской думы, царские указы, решения земских соборов, византийское и литовское законодательство. В уложении закреплялся статус царя как главы государства, а также наследного и самодержавного монарха.