Франция в эпоху феодальной раздробленности
Французское королевство появилось после распада империи Каролингов. В своем развитии оно прошло следующие этапы:
- IX-XIII вв. – этап феодальной раздробленности;
- XVI-XV вв. – этап сословно-представительной монархии;
- XVI-XVIII вв. – этап абсолютной монархии.
Королевство периода феодальной раздробленности состояло из множества феодальных владений (баронств, графств, герцогств и т.д.), формально считавшимися его частью и фактически представляющие независимые политические образования. Власть короля на местах была слабой или вовсе отсутствовала. Полностью контролировать ситуацию король мог только в королевском домене, в своих личных владениях.
Структура государства того времени определялась иерархией феодальных поземельных отношений, которые были отображены в системе вассалитета. В государстве верховным собственником всей земли номинально считался король. Однако большая часть земли находилась в качестве фьефа, подразумевающего условное наследственное владение землей феодалами.
Феодалы считались вассалами короля, а он был их сеньором. Герцоги и графы – вассалы короля, оставляя домен, значительную часть своих владений передавали в качестве фьефов группе феодалов, стоявшей ниже и становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.
В реальной жизни подчинение вассала обуславливалось возможностями сеньора заставить повиноваться себе.
Король, глава государства, был выборным. Его избирали высшие иерархи церкви и представители знати. Единственным органом, имевшим возможность влиять на состояние дел на большей территории страны, была Королевская курия, или Великий совет. По сути это был съезд наиболее крупных феодалов страны.
Управление на местах осуществляли прево, центральное управление осуществляли министериалы.
Судебная власть от административной власти не была отделена. Судебные органы не были обособлены от других систем управления. В государстве господствовал принцип «суда равных», при котором каждый мог судиться только с равными ему по социальному положению.
Феодалы или их должностные лица (прево и министериалы) судили крестьян.
Этап сословно-представительной монархии
Начиная с XIII века усиливается тенденция укрепления власти короля и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Постепенно происходит отмена выборности короля и растет королевский домен. Королевский домен к концу XIII века стал наиболее крупным феодальным владением во всем государстве. Для укрепления королевской власти существенное значение сыграли реформы Людовика IX.
Реформы Людовика IX включали следующие изменения:
- Судебная реформа. Разрешение споров между феодалами мог осуществлять только король или назначенные им судьи. Был создан Парижский парламент - специальная судебная инстанция.
- Финансовая реформа. В качестве единственного расчетного средства в домене короля вводится королевская золотая монета (позже это нововведение распространилось на всю страну).
Объединение страны завершилось к XIV веку. Государство приняло форму сословно-представительной монархии, при которой сильная власть взаимодействует с Генеральными штатами (представительством от сословий).
Королевская власть укрепилась благодаря поддержке мелкого и среднего дворянства, городов, а также необходимости борьбы с общим врагом.
Деятельность представительных собраний от сословий дало возможность консолидировать те общественные силы, которые выступали за объединение страны. У королей появилась возможность обращаться к сословиям за поддержкой, минуя при этом правителей крупнейших сеньорий. На представительных собраниях обсуждали проблемы внешней и внутренней политики, в частности, введение новых налогов.
Введение общегосударственных налогов сделало возможным сформировать бюрократический аппарат управления, а также постоянную профессиональную армию, которая пришла на смену рыцарскому ополчению.
В 1302 году были созданы Генеральные штаты - общефранцузское собрание сословий, включающее несколько палат:
- первая палата – высшее духовенство;
- вторая палата - выборные от дворянства;
- третья палата – эшвены, представители городских советов.
В каждой палате был только один голос. Генеральные штаты созывались по желанию короля, который имел возможность навязать необходимое для него решение.
В 1357 оду был издан указ «Великий мартовский ордонанс», в соответствии с которым Генеральные штаты имели исключительное право контроля за расходами правительства и введения новых налогов, могли собираться дважды в год без предварительной санкции короля, давали согласие на заключение мира или объявление войны и назначали советников короля. С XV века, после окончания Столетней войны, Генеральные штаты перестали созываться.
Органами управления того периода являлись Государственный совет, который осуществлял контроль и руководство за отдельными звеньями государственного аппарата и орган финансового управления - Счетная палата. На местах территория была разделена на превотажи и бальяжи во главе с прево и бальи, которые осуществляли управление, собирали налоги и наблюдали за судебными органами.
Абсолютная монархия
К началу XVI века оформляется абсолютная монархия. Основная характерная черта: вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – сосредоточена в руках короля, наследственного главы.
У короля в подчинении был весь централизованный государственный механизм: полиция, армия, суд, административно-финансовый аппарат. В систему государственного управления входили: высший совещательный орган - Государственный совет, Совет депеш, Совет финансов и т. д. Действовал аппарат местного управления и полиция.
Средневековая Франция по характеру источников права распадалась на две большие части – север и юг. В северных районах преобладало обычное право (неписаное), в основе которого лежали варварские правды V-VII вв. В южных районах преобладало видоизмененное римское право.
Образцом правового источника был Ломбардский сборник. С XIV века все большую роль стали играть такие источники права, как королевское распоряжение, закон, решения высших судов.
С XVII века стали издаваться систематические собрания законов - Торговый или Морской кодексы, Большой ордонанс (1670 г.), который кодифицировал процессуальное право.